Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Зороастризм :: Мэри Бойс - Зороастрийцы. Верования и обычаи
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-
 
к камень.]), выбрал праведность, и пусть (это знают 
все), кто будет постоянно ублаготворять Ахура-Мазду праведными делами» (Ясна 30,
 3–5).

Главным элементом в этом откровении является то, что две первичные сущности, 
обе добровольно (хотя и в соответствии, очевидно, с их собственной природой), 
выбрали: одна – добро, а другая – зло. Этот акт и служит прообразом 
аналогичного выбора, который должен сделать каждый человек в своей жизни. 
Именно этот выбор привел присущий двум духам антагонизм к активному 
противоборству, которое выразилось, по решению принятому Ахура-Маздой, в борьбе 
«творения» и «антитворения», или, как сказал пророк, к созданию «бытия» и 
«небытия» (то есть смерти), ибо Ахура-Мазда в своем всеведении уже знал, что 
раз уж он стал творцом, и создал мир, то Злой Дух должен напасть на него, ибо 
мир этот – благ, и он станет ареной борьбы двух сил. В конце концов, 
Ахура-Мазда выиграет великую битву и сможет уничтожить зло и достичь того, 
чтобы мир стал целиком благим навсегда.




Семь божеств и семь 
творений

Именно идея о «семи божествах» и стала главным новшеством учения Зороастра, 
хотя их основой были старые представления о происхождении мира. Сначала, как 
полагал Зороастр, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) 
шесть более низких божеств, тех самых «излучающих свет существ», которых 
Зороастр узрел в своем первом видении. С Ахура-Маздой они составили семь 
божеств и вместе с ним создали те семь творений, которые образовали мир. 
Сотворение шести божеств по-разному описывается в зоро-астрийских сочинениях, 
но во всех случаях подразумевается обязательное их единство. То говорится, что 
Ахура-Мазда – их отец, то сказано, что он «смешан» с ними, а в одном тексте на 
пехлеви их создание Ахура-Маздой сравнивается с зажиганием одного светильника 
от другого.

Эти шесть великих божеств, в свою очередь, как учил Зороастр, вызвали к жизни 
другие благие божества, которые были добрыми богами, почитавшимися еще в 
древнеиранском пантеоне. (Сам Зороастр в Гатах взывает к некоторым из них, в 
частности к «иным ахурам», то есть к Митре, Апам-Напату, Сраоше, Аши и 
Гэуш-Урвану.
)
Все эти божества, согласно учению Зороастра, прямо или косвенно являются 
эманациями самого Ахура-Мазды и, будучи под его началом, в соответствии со 
своим назначением стремятся способствовать творению добра и уничтожению зла. В 
зороастризме они именуются язата («язата» – букв. «достойный поклонения») или 
Амэша-Спэнта – букв. «Бессмертный Святой». Последнее обозначение не встречается 
в Гатах – оно, скорее всего, было придумано самим Зороастром для того чтобы 
отличить открывшихся ему благих божеств от большинства языческих богов, к 
которым в Ведах обращаются как ко «всем бессмертным». Ведь Зороастр смело и 
решительно отвергал поклонение воинственным и безнравственным демонам-даэва, то 
есть Индре и его соратникам, которых пророк считал «злонамеренным родом» (Ясна, 
32, 3). «Даэва выбирают неправильно, потому что Обманщик[12 - Здесь имеется в 
виду Злой Дух – Ангра-Маинйу.] приближается к ним, пока они совещаются, так, 
что они избирают худший замысел». Тогда все вместе они «прибегают к Ярости, 
которой они поражают жизнь человека» (Ясна 30, 6). Для Зороастра даэва были 
злыми и по своей природе, и по содеянному выбору между добром и злом, то есть 
подобными самому Ангра-Маинйу – лживыми богами, которым нельзя поклоняться, 
потому что они вызывают распри между людьми, соблазняя их на кровопролитные 
жертвоприношения и губительные войны.

Одним из самых важных выражений в откровении Зороастра является ключевое слово 
спэнта, используемое по отношению к Ахура-Мазде и прилагаемое ко всем его 
творениям. В самой своей основе оно означало, по-видимому, «обладающий силой», 
а в отношении благих божеств – «обладающий силой помочь», откуда, следовательно,
 «содействующий, поддерживающий, приносящий пользу». Благодаря постоянному 
употреблению в религиозных контекстах слово «спэнта» приобрело новое значение, 
подобно английскому слову holy – «святой», первоначальное значение которого 
также «мощный, сильный»[13 - Английское слово holy – «святой» родственно 
английскому whole «цельный, здоровый». Авестийское «спэнта» родственно русскому 
«святой».]. Слово «святой» – близкий перевод авестийского «спэнта», но во 
избежание появления представлений, чуждых зороастризму, некоторые ученые 
предпочитали переводить авестийское «спэнта» во всех случаях как «обильный, 
щедрый» (по-англ. bounteous). У последних переводов, однако, тот недостаток, 
что в английском языке (и в русском. – И. С.-К.) они не имеют религиозных 
ассоциаций и не передают того ощущения глубокого почитания, которое 
подразумевается в авестийском слове «спэнта». Здесь авестийское «спэнта» 
переводится обычно как «святой», «благой».

Хотя название Амэша-Спэнта («Бессмертные Святые») может применяться по 
отношению к любым божествам творения Ахура-Мазды, оно прилагается главным 
образом к шести великим существам первого видения пророка, а остальные, меньшие 
божества именуются просто – язата. Понятие о шести Бессмертных Святых 
существенно для учения Зороастра, оно имеет далеко идущие духовные и этические 
последствия, п
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-