|
скольку эти создания воплощают качества или атрибуты самого
Ахура-Мазды и могут, со своей стороны (если правильно их просить и почитать),
наделять ими людей. Для каждого человека, в том числе и для самого пророка,
Бессмертным Святым, указывающим путь к другим, является Воху-Мана («Благой
помысел»). Ближайший его союзник – это Аша-Вахишта («Лучшая праведность»),
божество, олицетворяющее могучий закон истины-аша (Зороастр упоминает его в
Гатах чаще всего из шести Бессмертных Святых). Затем идут Спэнта-Армаити
(«Святое благочестие»), воплощающее посвящение тому, что хорошо и праведно, и
Хшатра-Ваирйа («Желанная власть»), представляющий собой и силу, которую каждый
человек должен проявлять, стремясь к праведной жизни, а также божественную
власть и царство. Заключительная пара – это Хаурватат («Целостность») и
Амэрэтат («Бессмертие»). Они не только укрепляют смертное бытие, но и даруют
вечное процветание и вечную жизнь, получаемую праведными в присутствии
Ахура-Мазды.
Эти божественные качества были выделены, а затем им молились и почитали как
отдельных богов, что характерно еще и для языческой иранской религии, как мы
видели в связи с Митрой, окруженным в качестве своих спутников божествами
Дружбы, Послушания, Справедливое, Доблести и Божественной благодати.
Так Зороастр использовал в своем новом учении старые формы. Он представлял себе
шесть Бессмертных Святых так же тесно связанными с верховным божеством
Ахура-Маздой, как и божества-спутники с Митрой. В одном из текстов Младшей
Авесты Амэша-Спэнта описываются так: «Они – одной мысли, одного слова, одного
действия… Они видят души друг друга, думая о благих мыслях, думая о благих
словах, думая о благих делах… Они творцы, создатели и делатели, защитники и
хранители творений Ахура-Мазды» (Яшт 19, 16–18). В языческой иранской религии
существовала тенденция связывать абстрактные божества с явлениями природы так
тесно, что (как в случае с Митрой и Апам-Напатом) соответствующее явление
рассматривалось как олицетворение самого божества. Поэтому неудивительно, что
уже в Гатах происходило точно такое же объединение семи Амэша-Спэнта с семью
творениями. Происхождение такой связи во всех случаях можно понять, исходя из
размышлений пророка над ритуалом богослужения – ежедневным молитвенным действом,
призванным укреплять и благословлять все семь творений. Обдумывая этот ритуал,
Зороастр, по-видимому, убедился в том, что в каждом предмете, который он видел
или трогал во время обряда, присутствовало нечто нематериальное, какое-то
скрытое божество. Благодаря совершению этих обрядов, исполнявшихся главным
образом ради поддержания вещественного мира, можно было бы в то же время
добиваться нравственных и духовных благ. Для этого надо было попытаться
посвятить их почитанию великих невидимых Амэша-Спэнта. Так обряды, имевшие
вековую древность, приобрели новое измерение.
Связь между каждым божеством и соответствующим творением кажется обоснованной,
потому что зороастризм, несмотря на то, принят ли он по наитию или получен в
божественном откровении, можно считать рациональной религией. Так Хшатра-Ваирйа
(«Желанная власть») стал владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом
землю. Расположенная внизу, земля принадлежит Спэнта-Армаити («Святому
благочестию»). Вода – это творение Хаурватат («Целостности»), а растения
относятся к Амэрэтат («Бессмертию»). Воху-Мана («Благой помысел») является
повелителем кроткой, милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была
символом созидательного добра. Огонь, который пронизывает все остальные
творения, а благодаря солнцу управляет сменой времен года, находится под
покровительством Аша-Вахишта («Лучшей праведности»), то есть «Порядка»,
распространяющегося по миру и упорядочивающего его. Человек с его разумом и
правом выбора больше всего принадлежит Ахура-Мазде. Эти взаимоотношения, на
которые едва намекают Гаты, ясно излагаются в более поздних сочинениях.
Порядок, в каком упоминаются семь великих божеств Амэша-Спэнта, часто не
соответствует хронологической последовательности семи творений. Это объясняется
тем, что их естественно было именовать в соответствии с божественным
достоинством и значимостью, начиная с Ахура-Мазды, стоящего во главе. Верующий
мог обращаться с молитвой к любому из семи божеств, но ему следовало призывать
их всех, если он хотел стать совершенным человеком. Двое из Амэша-Спэнта имели
особые связи с двумя группами в обществе. Армаити, покровительница матери-земли,
порождающей все, являлась покровительницей женщин. Последние должны были быть
такими же плодовитыми и смиренными. Хшатра – властелин высокого неба
защищающего всех, а также всего каменного. Он годился для того, чтобы стать
покровителем мужчин, которые в качестве воинов применяли свое оружие – стрелы и
копья с кремневыми наконечниками, пращи и тяжелые булавы – для защиты племени
или во время грабежа. Жрецы как образованный класс, очевидно, были обособлены
от прочего общества и находились под покровительством Ахура-Мазды («Господа
мудрости»), чье творение – человека – жрецы представляли во время богослужения.
Поскольку в зороастризме власть верховного божества так всеобъемлюща, то
последняя связь была не столь существенной.
Человек должен не только опекать шесть меньших творений, но и следить за
собственным физическим и нравственным здоровьем, а также заботиться о своих
собратьях, потому что каждый из них в отдельности является созданием бога.
Зороастр дал последователям особый моральный закон – жить в соответствии с
благой мыслью, благим словом и благим делом. Этот замечательный закон –
распространение на всех люден тройного требования к иранским священнос
|
|