|
может показаться безразличием, упрямством,
отчаянным отказом принять очевидное решение задачи. Только на собственных
ошибках можно чему-то научиться. Мы можем отступить от достигнутого, затем
вновь приблизиться к цели. Неизвестно, готовит ли нас к следующему этапу
решение всех задач. Человек не может быть запрограммирован на успех, как машина.
Не стоит слишком серьезно принимать эту информацию, хотя я и указываю точные
данные и возраст, в котором люди проходят каждую ступень развития, и показываю
различия между мужчиной и женщиной. Вот как можно кратко описать пути развития.
Отрыв от родительских корней
До восемнадцати лет все ясно: “Нужно оторваться от родительского дома”. Обычно
даже в школе мы чувствуем себя вполне самостоятельными, оторванными от
родителей. Постепенно связующая нить истончается.
После восемнадцати лет мы по-настоящему начинаем отдаляться от семьи. Колледж,
военная служба и кратковременные поездки помогают сделать первые шаги.
Представление о мире нашей семьи и наше собственное — различны. Свой жесткий
протест — “Я знаю точно, чего хочу!” — мы стараемся аргументировать любыми
доступными нам средствами. И в процессе проверки этих убеждений часто впадаем в
фантазии, которые кажутся нашим родителям таинственными и недоступными. Чего бы
мы ни достигли в этом мире, мы не можем избавиться от страха, что мы только
дети и не можем сами о себе позаботиться. Мы скрываем эти чувства за полным
пренебрежением и напускной самоуверенностью. Мы обращаемся к сверстникам,
заменяя их мнением советы родителей. Общение с семьей мы заменяем общением с
теми людьми, взгляды которых совпадают с нашими. Но это продолжается недолго. И
как только наши убеждения начинают расходиться с сомнительными идеалами “нашей
группы”, эти люди оказываются “предателями”. Этот этап обычно приходится на
возраст между восемнадцатью и двадцатью двумя годами.
Это время, когда мы хотим одинаково активно проявить себя в идеологии,
мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате в
нас зреет желание оставить “родительское гнездо”, и мы начинаем разрывать
эмоциональные связи с домом, которые в этот момент нас обременяют.
Одна наша половина пытается быть индивидуальностью, а другая стремится
восстановить безопасность и комфорт и слиться воедино с другим человеком. Одно
из самых популярных противоречий этого перехода заключается в следующем: мы
можем ускорить наше развитие, присоединившись к сильному человеку. Но люди,
которые вступают в брак в это время, часто продолжают поддерживать финансовые и
эмоциональные связи с семьей и родственниками, что мешает им стать экономически
независимыми.
Стремительный отрыв от родительских корней, вероятно, дается легче и
обеспечивает нормальное развитие жизненного цикла взрослого человека. Если в
этот момент кризис личности отсутствует, то он проявится позднее, на переходной
ступени, и тогда ударит больнее.
Искания в двадцать лет
В этот период мы сталкиваемся с вопросом, как удержаться в мире взрослых. Наше
внимание полностью переключается на разработку внешних причин. “Кто я? Где
правда?”. Затухает внутренняя борьба юношеских противоречий: “Как мне воплотить
мои мечты? Какой путь выбрать для начала? Куда я иду? Кто может мне помочь? Как
добиться цели?”
В этот наиболее продолжительный и стабильный (по сравнению с переходом к нему)
период перед человеком встают большие и трудные задачи. Наше представление об
осуществлении мечты наполняет нас жизненной энергией и надеждой, дает
возможность подготовиться к основному делу жизни, найти наставника, создать
интимные отношения, и все это происходит в определенной последовательности.
Первая пробная структура, которую мы создали, испытывается жизнью.
Самая актуальная тема двадцатилетних — делать то, что “должно”. Это “должно”
сильно зависит от модели семьи, влияния культуры, предрассудков нашего общества.
Если в обществе преобладают принципы, согласно которым следует жениться и
отгородиться от общества дверью, то образуется вздорная семья. Если общество
настаивает на необходимости заниматься делом, то двадцатилетние люди, вероятно,
оседлают свой “Харлей-Дэвидсон” и рванут куда глаза глядят, приняв на себя
обязательство не иметь никаких обязательств.
Одно из типичных заблуждений двадцатилетних — их внутреннее убеждение в том,
что выбор, который они сделали, является окончательным. Это в большинстве
случаев неверно. Изменения в выборе не только возможны, но, зачастую, и
неизбежны.
Здесь может сработать один из двух импульсов. Повинуясь одному, мы жел
|
|