Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Возрастная психология :: Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
ы 10 дружных кувшинов раздружились… 
СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС 
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные 
и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть 
образы, предметы или их отдельные детали.
«На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти 
вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, 
не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - 
обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. 
А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску или чернила и 
быстро наклоните ее в разные стороны - тотчас же появится какой-то образ. И 
сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять 
сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы? 
СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ 
Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет - чудище - и побуждаем 
малышей вообразить его и ответить на следующие вопросы: 
- как оно передвигается? (оно ползает, прыгает, скользит…); 
- притворись сам чудищем. Как ты будешь причесываться и умываться? 
- какие звуки ты издаешь? 
- как выглядит чудище? На кого похоже'? 
- нарисуй его так, как ты его представляешь; 
- где оно живет? (в норе, на деревьях, в воде); 
- чем питается? (мороженым, мясом, корой деревьев); 
- как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости? 
Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире 
(таком знакомом и таком неизвестном). 
СКАЗКИ ПО СМЕШАННЫМ ОБРАЗАМ 
Вначале давайте разберемся, что же такое смешанный образ. Самое простое 
толкование: один предмет, образ объединяется с другим, и в результате 
получается несуразица, парадокс. Мы советуем преподносить детям такие явления в 
игровой ситуации: 
Однажды Бабе-Яге надоел порядок на море, и на земле, и в лесу, и высоко в небе. 
Решила она перепутать всех зверей, рыб, птиц. Когда все спали, она с помощью 
своего злого волшебства выполнила задуманное: соединила рыбу с черепахой, 
медведя с зайцем, оленя с быком ¦ и т. д. В этом случае где будут жить новые 
животные, как мы их будем называть, что может случиться с ними в новых 
обстоятельствах?¦ Детям интересно сочинять о необычном. Но еще важнее давать 
смешанные образы другого, более целесообразного плана и тоже в игровой 
ситуации:
«Одна девочка не любила молоко и поэтому часто болела. И вот однажды знаменитый 
доктор Айболит решил ей помочь. Он соединил коровку и пчелку: молоко стало 
слаще и полезнее. Девочка стала его пить и выздоровела. Только где же жить 
«корпчелке» - так она назвала новое животное: у людей в сарае или… Чем 
корпчелка¦ будет питаться, как двигаться?» 
СКАЗКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ 
Мы почему-то привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. 
Действительно, все логически закончено в сказках: репку вытащили, Колобка съела 
лиса, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, Золушка и принц 
поженились, семеро козлят остались жить-поживать с мамой-козой. Казалось бы, 
что тут еще можно придумывать и измышлять. Д. Родари считает, что не только 
можно, но и полезно, и предлагает метод «А что потом?» (начало после конца). 
Этот метод полезен и интересен тем, что: 
- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное 
педагогическое русло; 
- развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы. 
Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, 
кто больше всего потрудился для этого; Колобка съела лиса - а может быть, 
Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в великана и стал 
мешать лисе; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; 
а как живут Золушка и принц, поженившись, -может, им опять мешает мачеха с ее 
дочерьми; а коза и семеро козлят, возможно, построили себе неприступную 
крепость, неприступную даже для волка. Как видите, варианты всегда есть, они 
будут своеобразными и у детей, в зависимости от уровня их творческого 
воображения. 
ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ 
Мы в который раз рассказываем детям знакомую сказку и доверительно 
договариваемся что-то в ней изменить. 
Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К 
примеру, мы
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-