|
сам по себе субстрат психического бытия". (Юнг К. Г. AION // CW. Vol. 9, ii. P.
7).
„Более глубокие „слои" психического теряют их индивидуальную исключительность,
так как они отступают все дальше и дальше в темноту. „Потемнение вниз" означает
для них приближение к автономно функционирующим системам, они становятся в
возросшей степени общими обобщаясь до универсализации и угашенного воплощения в
телесном материале, т. е. в химической субстанции. Углерод человеческого тела -
просто углерод. Следовательно, „на дне" психического есть просто „мировое".
(Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное // CW. Vol. 9, i. P. 173).
БОГО-ОБРАЗ Понятие, идущее от Отцов Церкви, согласно которому божественная суть
воплощена в человеческой душе. Когда такой образ спонтанно образуется в
фантазиях, сне, видениях и т. д., то он является с психологической точки зрения
явлением самости, символом психологической целостности.
„Только через психическое бытие мы можем установить, что Бог влияет на нас, но
при этом мы не способны распознать: исходят ли эти влияния от Бога или из
бессознательного. Мы не может сказать: является ли Бог и бессознательное двумя
различными сущностями или нет. Оба понятия являются пограничными для
трансцендентного содержания. Но эмпирически можно установить с достаточной
степенью вероятности, что в бессознательном имеется архетип целостности,
который проявляет себя спонтанно в снах и т. д. и тенденция, зависящая от
сознательного желания соотносить другие архетипы с этим центральным. Поэтому не
кажется невероятным, что архетип воссоздает символизацию, которая всегда
символизирует и выражает Божество...
„Бого-образ не совпадает с бессознательным, как таковым, но лишь со
специфическим содержанием последнего, а именно - архетипом самости". (Юнг К, Г.
Психология и религия: Запад и Восток // CW. Vol. 11. Р. 468).
„Бого-образ можно объяснить... как рефлексию самости или, соответственно,
объяснить самость как божественный образ в человеке". (Там же, Р. 190).
ГИЕРОГАМИЯ Священный или духовный брак, объединение архетипических фигур в
возрожденных мистериях древности, а также в алхимии. Типичными примерами
являются представления Христа и Церкви как жениха и невесты и алхимическое
соединение солнца и луны.
ДУША „Если человеческая душа и являет собой нечто, то это нечто оказывается
невообразимо сложным и многообразным, и, разумеется, приблизиться к этому нечто
с позиций просто психологии инстинкта, невозможно. Я могу только вглядываться
пристально с изумлением и трепетом в глубины и высоты нашей психической жизни.
Ее непространственный универсум скрывает несказанное изобилие образов, которые
были накоплены миллионами лет развития живого и зафиксировались в организме.
Мое сознание подобно глазу, который проникает в наиболее отдаленные
пространства, оказываясь там уже психическим не-Я (ЭГО), заполняющим эти
пространства непространственными образами. И эти образы являются не бледными
тенями, а мощными психическими факторами... Рядом с этой картиной я бы хотел
поместить зрелище звездного неба ночью, так как единственный эквивалент
универсума внутри нас - универсум вовне; и как только я постигаю этот мир с
помощью тела, тотчас же я обнаруживаю его посредством психического". (Юнг К. Г.
Фрейд и психоанализ // CW. Vol. 4. Р. 331).
„Было бы богохульством утверждать, что Бог может обнаружить себя везде кроме
человеческой души. В самом деле сама интимность отношений между Богом и душой
автоматически предотвращает последнее и сводит его на нет. Мы зашли бы слишком
далеко говоря о близости, но все события в душе должны содержать в себе
способность отношения к Богу, т. е. соответствие, в противном случае связь
никогда не могла бы возникнуть. Это соответствие в психологических терминах,
есть архетип Бого-образа". (Юнг К. Г. Психология и алхимия // CW. Vol. 12. Р.
10).
ИНДИВИДУАЦИЯ „Я использую термин „индивидуация" для обозначения процесса
посредством которого человек становится психически „индивидуальным",
неразделимым единством или „целым". (Юнг К. Г. Архетипы и коллективное
бессознательное // CW. Vol. 9. i. P. 275).
„Индивидуация означает становление единого, гомогенного бытия и насколько
индивидуальность охватывает нашу сокровенную, окончательную и неразделимую
неповторимость, настолько они также включает становление самости. Поэтому мы
можем перевести индивидуацию как „путь к себе" или „само-реализацию". (Юнг К. Г.
„Два эссе по аналитической психологии // CW. Vol. 7. Р. 171).
„Снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации неправильно отождествляется
со становлением ЭГО в сознании, и, что в результате ЭГО идентифицируется с
самостью, а это, естественно, создает плачевную концептуальную неразбериху. В
этом случае индивидуация есть не более, чем эгоцентрация и автоэротизм. Но
самость включает неопределенно больше, чем просто ЭГО... Самостей столько же
сколько и ЭГО. Индивидуация не исключает себя из мира, но собирает в себя мир".
(Юнг К. Г. „Структура и динамика психического бытия // CW. Vol. 8. Р. 226).
ИНТРОВЕРСИЯ Отношение или позиция, характеризующиеся ориентацией в жизни,
основанной на субъективных психических содержаниях. (См. Экстраверсия).
КВАТЕРНОСТЬ „Кватерность является архетипом почти всеобщего распространения.
Она образует логическую основу для любого целостного суждения. Желая
воспроизвести суждение подобного рода, неизбежно попадаешь в выражение
четырехкратности. К примеру, если вы хотите описать горизонт как целое, вы
называете четыре части света. Везде вы натыкаетесь на четыре элемента, четыре
первичных качества, четыре цвета, четыре касты, четыре способа духовного
совершенства и т. д. По-видимому существуют также и четыре аспекта
психологической ориентации... Для определения самих себя нам необходимо
|
|