|
бессознательного, как и Персона, являющаяся мостом в мир." (Юнг К. Г.
[Неопубликованные семинарские записи: Предвидения].P. 116).
АРХЕТИП „Понятие архетипа... вытекает из многочисленных наблюдений над мифами и
сказками мировой литературы, которые, как оказалось, содержат определенные
устойчивые мотивы, которые неожиданно обнаруживаются повсюду. Мы встречаем эти
же мотивы в фантазиях, снах, бредах, галлюцинациях индивидов, живущих сегодня.
Эти типичные образы и ассоциации являются тем, что я называю архетипическими
идеями. Чем более живыми они являются, тем более они будут окрашены
индивидуально сильными чувственными тонами... Они впечатляют, воздействуют и
очаровывают нас. Они имеют свое происхождение в архетипе, который сам по себе
является непредставимым бессознательным, пресуществующей формой, являющаяся
частью наследованной структуры психического бытия и может поэтому проявлять
себя спонтанно везде и любое время. Из-за своей бессознательной природы архетип
лежит в основании чувственно-настроенных комплексов и разделяет их автономию.
(Юнг К. Г. Цивилизация в пути // CW. Vol. 10).
„Снова и снова я наталкиваюсь на ошибочное представление, что архетип
определяется в соответствии со своим содержанием, другими словами, что это вид
бессознательной идеи (если такое выражение допустимо). Необходимо указать еще
раз, что архетипы не определяются в соответствии с их формой, да и то в очень
ограниченной степени. Изначальный образ определяется по отношению к своему
содержанию только тогда, когда он становится осознанным и является,
следовательно, заполненным материалом осознанного опыта. Его форма, однако...
может быть сравнена с осевой системой кристалла, который, обычно, формирует
заранее кристаллическую структуру, находясь еще в „материнской" жидкости, хотя
собственного материала в нем еще не существует. Эта кристаллическая структура
возникает согласно специфическому способу, которым ионы и молекулы
взаимодействуют. Сам по себе архетип пуст и чисто формален, - ничего кроме
способности сформировать, возможности представления, которая дана a priori.
Сами представления не являются унаследованными, но лишь формы, и в этом
отношении они соответствуют в каждом случае инстинктам, которые также
определяются только формой. Существование инстинктов не может быть более
доказательным, чем существование архетипов, поскольку они не проявляют себя
конкретно". (Юнг К. Г. Архетип и коллективное бессознательное // CW. Vol. 9. Р.
79).
„...Мне кажется невозможным, что действительная природа архетипа неспособна
стать осознаваемой, что она трансцендентна, вот почему я называю ее психоидом".
(Юнг К. Г. Структура и динамика психического бытия // CW. Vol. 8. Р. 213).
АССОЦИАЦИЯ Связь идей, восприятии и т. д. согласно сходству, сосуществованию,
противоположности и причинной зависимости. Свободная ассоциация во фрейдовском
толковании сновидения: спонтанные идеи, являющиеся человеку во сне
безотносительно к ситуации сна.
Управляемая или контролируемая ассоциация в юнгианском толковании сновидений:
спонтанные идеи, которые исходят из данной ситуации сна и постоянно связаны с
ней.
АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ Методы для обнаружения комплексов измерением времени реакции
и интерпретации ответов на данные стимульные слова.
АТТИТЬЮД (установка) Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при
предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая
устойчивый целенаправленный характер протекания тех или иных действии по
отношению к данному объекту.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ „Теоретически в области сознания не может быть никаких границ,
так как оно способно к неопределенному расширению. Эмпирически, однако,
сознание всегда находит свои границы, когда оно сталкивается с незнаемым.
Последнее состоит из всего, что мы не знаем, и, следовательно, никак не связано
с ЭГО, как центром поля сознания. Незнаемое распадается на две группы объектов:
те которые находятся снаружи и могут быть восприняты органами чувств и те,
которые находятся внутри и постигаются „непосредственно" первая группа включает
незнаемое во внешнем мире; вторая - незнаемое во внутреннем мире. Мы называем
эту последнюю - территорией бессознательного". (Юнг К. Г. AION // CW. Vol. 9,
ii. P. 3) „...Все то, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю; все то,
что хоть однажды я осознавал, но забыл теперь; все то, что воспринималось моими
органами чувств, но не было зарегистрировано моей сознательной мыслью; все то,
что невольно и без внимания я чувствую, думаю, помню, хочу и делаю; все будущие
вещи имеющие форму во мне и могущие однажды осознаться мною: все это и есть
содержание бессознательного." (Юнг К. Г. Структура и динамика психического
бытия // CW. Vol. 8. Р. 185).
„Помимо этого мы должны включить все более или менее умышленные подавления
болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих подавленных содержаний
„личностным бессознательным". Но более того и прежде всего, мы также находим в
бессознательном качества, которые являются не индивидуально приобретенными, а
наследуемыми, т. е. инстинкты, как импульсы, выполняющие необходимые действия
без сознательной потребности. В этом „глубоком" слое мы находим также архетипы..
. Инстинкты и архетипы совместно образуют „коллективное бессознательное". Я
называю его „коллективным" потому, что, в отличие от личностного
бессознательного, оно складывается не из индивидуальных и более или менее
уникальных содержаний, а из универсальных и регулярно появляющихся." (Там же, р.
133).
„Первая группа включает содержимое, которое состоит из целостных компонентов
индивидуальной личности и, следовательно, как раз осознаваема; вторая группа
образует, так сказать, вездесущее, неизменное и везде идентичное качество или
|
|