Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: К.Г.Юнг - ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
Лейпциг. Ее очень впечатляет мой рассказ, что в свою очередь очень меня радует. 
В этот момент я выглядываю в окно на сельский луг, там крестьяне сгребают сено. 
Сцена внезапно меняется, и появляется чудовище-огромный краб-ящерица. Вначале 
оно движется на меня влево, затем - вправо, так что в конце концов я оказываюсь 
между клешнями, словно между лезвиями ножниц. Тогда я хватаю металлический прут,
 бью этого монстра по голове и убиваю его. Затем еще некоторое время стою рядом 
и рассматриваю поверженного врага". 
Прежде чем углубиться в исследование подобного сна, я всегда стараюсь создать 
некоторую последовательность, потому что сон имеет свою пред- и послеисторию. 
Он является частью психического клише, действующего непрерывно; у нас нет 
причин считать, что в психических процессах нет непрерывности, так же как нет 
причин думать, что существуют какие-либо „пределы", „щели" в натуральных 
процессах. Поскольку природа представляет континуум, то и психическое весьма 
вероятный континуум. Сон в этом смысле всего лишь одна вспышка или одно из 
наблюдений психического континуума, ставшее видимым на какой-то момент. Как 
непрерывность, он связан с предыдущими снами. В предыдущем сне уже возникало 
специфически змееподобное движение поезда. 
После сна с поездом, этот сон - возвращение в окружение раннего детства, мой 
пациент в обществе крестьянки-матери - легкий намек на собственную мать. Он 
впечатляет нейтральную по „роли" женщину своим величием и грандиозным планом 
путешествия. Лейпциг-аллюзия на его надежду получить там место. Чудовищный 
краб-ящерица-внешняя сторона эмпирического опыта, это, очевидно, продукт 
бессознательного. 
Теперь мы приступаем к действительному контексту. Я спрашиваю его: „А каковы у 
вас ассоциации с простым крестьянским домом?" И, к моему удивлению, он 
отвечает: „Это лепрозорий св. Якова неподалеку от Базеля". Сие заведение очень 
старый лепрозорий, и здание до сих пор сохранилось. Само место очень известно 
благодаря большому сражению, развернувшемуся там в 1444 году. Швейцарцы бились 
против войск Бургундского князя, армия которого пыталась прорваться в Швейцарию,
 но была остановлена авангардом швейцарского войска численностью 1300 человек. 
Количество бургундцев составляло 30000 воинов. Сражение происходило в местечке 
у лепрозория св. Якова. Швейцарцы все до единого человека пали в бою, но своей 
жертвой предотвратили дальнейшее продвижение врага. Героическая смерть этих 
1300 человек-знаменательный момент в истории Швейцарии, и ни один швейцарец не 
способен говорить об этом без чувства патриотизма. 
Всякий раз, когда сновидец сообщает нечто подобное, вы должны разместить 
получаемую информацию в контексте самого сноведения. В данном случае это 
означает, что сновидец сам находится в лепрозории. Лечебница называется 
„Сиехенхаус", больничный дом. По-немецки „больной" означает „прокаженный". И 
сот он болен, изолирован от общества, помещен в лечебницу. Лечебница, ко всему 
прочему, связана местом нахождения с отчаянным сражением, в котором погибло 
1300 человек. Само сражение произошло из-за того, что авангард не подчинился 
приказу. Он имел четкие инструкции не ввязываться в сражение, а ждать подхода 
всей швейцарской армии. Но при виде врага воины не см.огли сдержать боевого 
порыва и, вопреки приказу, ринулись в бой, в результате чего все погибли. И 
здесь снова возникает схема-идея несвязанности головы и хвоста, и снова 
действие заканчивается фатально. Невольно подумалось: „Какая же опасность 
подстерегает этого человека?" Эта опасность не просто его амбиция или желание 
быть с матерью и совершить инцест или нечто подобное. Вспомним машиниста. Его 
фигура означала, что пациент имел тенденцию рваться вперед, не думая о хвосте, 
он вел себя так, словно состоял из одной головы -точно так думал и армейский 
авангард. Ему казалось, что он и есть вся армия. Подобное отношение и есть 
причина горной болезни. Пациент забрался слишком высоко и не подготовился к 
высоте, забывая при этом, откуда он начал свое восхождение. 
По поводу женщины сновидец ответил: „Это моя прачка". Его прачка была вдовой, 
старомодной, необразованной, жившей, естественно, более примитивно, чем он сам. 
Поскольку клиент принадлежал к интеллектуальному типу, его чувственная сфера 
играла второстепенную роль. Поэтому чувство как таковое было 
малодифференцированным и находилось на одном уровне с прачкой. Пытаясь 
произвести впечатление на прачку, сновидец по сути воздействовал на Лейпциг. 
По поводу поездки он заметил: „О, это моя цель. Я хочу пойти дальше и получить 
кафедру". Налицо безудержное стремление, налицо глупая попытка, налицо - горная 
болезнь; он хочет вскарабкаться слишком высоко. Его чувство было глубоко 
подавлено, и поэтому не содержало верных оценок, оставаясь слишком наивным. 
Крестьянка ассоциируется с собственной матерью. Существует много способных 
интеллигентных людей со слабо развитой дифференцировкой чувств, вследствие 
этого само чувство находится под влиянием материнского, оно идентично 
материнскому. Такие люди несут в себе много материнских свойств в чувственной 
сфере; они очень любят детей, внутреннюю обстановку дома, красивые. комнаты и 
старые дома. Иногда случается, что, достигнув сорока, эти индивиды обнаруживают 
мужское начало, и здесь их поджидает психологический конфликт. 
Таким образом, мужские чувства оказываются, так сказать, женскими и, как 
таковые, возникают и проявляются в снах. Я обозначаю их термином анима, 
поскольку эти чувства оказываются персонификацией нижних подчиненных функций, 
связывающих человека с коллективным бессознательным. Коллективное 
бессознательное в мужчине, как целое, представлено в женской форме. У женщин 
оно возникает в мужской форме и представлено анимусом. 
На мой вопрос, что пациент имеет в виду, когда говорит, что крестьянка 
находилась под сильным впечатлением от плана поездки, он сказал: „Это следствие 
моего хвастовства. Я люблю прихвастнуть перед любыми людьми, чтобы показать, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-