|
получает возможность, так сказать, снова обрести доступ к глубочайшим
источникам жизни, которые иначе остались бы для него за семью замками. Здесь
кроется социальная значимость искусства: оно неустанно работает над воспитанием
духа времени, потому что дает жизнь тем фигурам и образам, которых духу времени
как раз всего больше недоставало. От неудовлетворенности современностью
творческая тоска уводит художника вглубь, пока он не нащупает в своем
бессознательном того праобраза, который способен наиболее действенно
компенсировать ущербность и однобокость современного духа. Он прилепляется к
этому образу, и по мере своего извлечения из глубин бессознательного и
приближения к сознанию образ изменяет и свой облик, пока не раскроется для
восприятия человека современности. Вид художественного произведения позволяет
нам делать выводы о характере эпохи его возникновения. Что значит реализм и
натурализм для своей эпохи? Что значит романтизм? Что значит эллинизм? Это
направления искусства, несшие с собой то, в чем всего больше нуждалась
современная им духовная атмосфера. Художник как воспитатель своего века - об
этом можно было бы сейчас еще очень долго говорить.
Как у отдельных индивидов, у народов и эпох есть свойственная им направленность
духа, или жизненная установка. Само слово "установка" уже выдает неизбежную
односторонность, связанную с выбором определенной направленности. Где есть
направленность, там есть и устранение отвергаемого. А устранение означает, что
такие-то и такие-то области психики, которые тоже могли бы жить жизнью сознания,
не могут жить ею, поскольку это не отвечает глобальной установке. Нормальный
человек без ущерба способен подчиниться глобальной установке; человек окольных
и обходных путей, не могущий идти рядом с нормальным по широким торным путям,
скорее всего и окажется открывателем того, что лежит в стороне от столбовых
дорог, ожидая своего включения в сознательную жизнь. Относительная
неприспособленность художника есть по-настоящему его преимущество, она помогает
ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать душевному влечению и
обретать то, чего другие были лишены, сами того не подозревая. И как у
отдельного индивида односторонность его сознательной установки корректируется в
порядке саморегулирования бессознательными реакциями, так искусство
представляет процесс саморегулирования в жизни наций и эпох.
Я сознаю, что в рамках доклада мне удалось изложить лишь несколько общих
соображений, да и то в сжатой и эскизной форме. Но я, пожалуй, вправе надеяться,
что мои слушатели уже успели подумать о не сказанном мною, а именно о
конкретном приложении всего этого к поэтико-художественному произведению, и тем
самым наполнили плотью и кровью абстрактную скорлупу моей мысли.
Юнг К.-Г.
1
“Школа Kaysen- система развития души и тела”
http://kaysen.net
|
|