|
авляют
собою замену уже вытесненной мастурбации или попыток в этом направлении. В
качестве такой замены эти привычки (сосание пальцев, жевание ногтей, дергания,
ковыряние в ушах и в носу и т. д.) сохраняются дальше и у взрослых как вполне
определенные симптомы вытесненной массы libido.
Как выше было сказано, деятельность libido протекает первоначально в области
функции питания, причем в акте сосания пища принимается при помощи ритмического
движения со всеми знаками получаемого удовлетворения. С ростом индивида и с
развитием его органов libido пролагает себе путь к новым потребностям, к новой
деятельности и к новому удовлетворению. Тогда дело идет к тому, чтобы первичную
модель ритмической деятельности, порождающую чувство удовольствия и
удовлетворения, перенести в область других функций, имея в виду конечную цель,
именно сексуальность. Значительная часть “libido голода” должна быть
преобразована в “libido пола”. Этот переход совершается не вдруг, в период
половой зрелости, как это обычно полагают неспециалисты, а очень постепенно в
течение большей части детства. Libido в состоянии лишь с большим трудом и
крайне медленно освободить себя от своеобразия функции питания, чтобы войти в
своеобразие функции пола. В этой переходной стадии, насколько я об этом могу
судить, различимы две эпохи: эпоха сосания пальцев и эпоха передвинутой
ритмической деятельности. Сосание пальцев относится по своему характеру еще
совершенно в районе питательной функции, но имеет перед ним то преимущество,
что в собственном смысле функция питания уже отсутствует и налицо только
ритмическое действование, конечною целью которого является удовольствие и
удовлетворение без принятия пищи. Вспомогательным органом выступает здесь рука.
В эпоху переложенной ритмической деятельности роль руки как вспомогательного
органа становится еще яснее, обретение удовольствия имеет место уже не в
области рта, а в других областях. Возможностей здесь много. Большею частью
предметом интереса libido становятся прежде всего другие отверстия в теле,
далее кожа и особенные места последней, Выполняемая здесь деятельность, как то
трение, сверление, дергание и т. п., проходит в известном ритме и служит к
порождению чувства удовольствия. После более или менее продолжительного
пребывания libido на этих станциях она идет дальше, пока не достигает половой
области и не становится там поводом к первым онанистическим попыткам. На своем
пути libido уносит с собою немало элементов из функции питания в половую
область, чем и объясняются легко эти многочисленные и внутренние
соприкосновения между функциями питания и пола. Если после осуществленной
оккупации половой области обнаруживается какое-нибудь препятствие к применению
той формы libido, которая стоит теперь на очереди, то по известным законам
происходит регрессия к ближайшим предшествующим станциям обеих вышеупомянутых
эпох. Чрезвычайную важность имеет то обстоятельство, что эпоха передвинутого
ритмического действования в общих чертах совпадает с периодом развития духа и
языка. Я бы предложил обозначить период от рождения до оккупации пола, которая
большею частью происходит между тремя и пятью годами, как предполовую ступень
развития; эту ступень можно сравнить со стадией куколки у бабочки. Она
характеризуется различным смешением элементов функции питания и пола. К этой
дополовой ступени могут вернуться некоторые регрессии; должно быть (если судить
по сделанным до сих пор наблюдениям) так обычно бывает и с регрессией при
dementia praecox. Приведу два кратких примера. В одном случае дело идет о
молодой девушке, которая, будучи невестой, заболела кататонией. Увидев меня в
первый раз, она внезапно подошла ко мне, обняла меня и сказала: “Папа, дай мне
есть!” Другой случай имел место с одной молодой служанкой, которая жаловалась,
что ее преследуют электричеством и причиняют ей в половом органе странное
чувство: “Как если бы там внизу что-то ело и пило”,— говорила она.
Эти регрессивные явления показывают, что прежние станции libido способны
подвергнуться регрессивной оккупации. Если это так при современном развитии
духа, то можно поэтому принять, что в отдаленных стадиях развития человечества
этот путь был еще проходимее нежели ныне. Поэтому принципиально важно узнать,
сохранились ли следы такого прохождения в истории.
Мы обязаны заслуженному труду Абрагама 3 тем, что внимание наше было обращено
на фантазию сверления, общую народам различных эпох; эта фантазия нашла свою
обработку в значительном труде Адальберта Куна. Благодаря этим исследованиям
возникает возможность предположить, что похититель огня Прометей — брат
индусского Pramantha, мужского символа, деревянного трута, от трения которого
возникает огонь. Индусский похититель огня носит также имя Mataricvan, а сама
деятельность приготовления огня передается в гиератиче-ских текстах всегда
глаголом manthami 4, что означает трясти, тереть, при помощи трения вызвать
нечто. Кун привел в связь этот глагол с греческим глаголом учиться, а затем
выяснил также и сродство понятий 5. Tertium comparationis лежит, по-видимому, в
ритме: движение взад и вперед в духе 6.
Ныне компетентные филологи держатся скорее того воззрения, что Прометей лишь
потом получил значение “предумыслителя” (по соответствию с Эпиметеем).
Соединенное с Agni pramati — предусмотрительность никакого отношения к manthami
не имеет. Все что можно констатировать в этом запутанном вопросе, это то, что
мышление, предусмотрительность, предумышление встречаются в связи со сверлением
и добыванием огня; этимологически твердое отношение между употребляемыми для
этих понятий словами современная наука пока еще не в состоянии установить.
Наряду с перенесением коренных слов из одного языка в другой для этимологии
должно иметь значение также и перенесение или же местное возрождение некоторых
первичных образов и воззрений.
Pramantha как орудие огненного жертвоприношения понимается индусами чисто
половым образом: Pramantha как фаллос или мужчина, лежащее под ним дерево,
подвергающееся сверлению как vulva или женщина 7. Полученный огонь есть дитя,
божеский сын Agni. Оба куска дерева,
|
|