|
ido. Таким путем постепенно
достигалось огромное расширение образа мира, ибо все новые и новые предметы
ассимилировались в качестве половых символов. Является вопрос, не создалось ли
вообще или по крайней мере отчасти содержание человеческого сознания этим
путем? Во всяком случае, очевидно, что этому влечению к отысканию аналогий
принадлежит большая роль в развитии человеческого духа. Надо отдать
справедливость Штейнталю, который полагает, что словечку gleichwie (как если
бы) должна быть придана неслыханная важность в истории развития мысли. Легко
понять, что переведение libido на фантастические коррелаты привело первобытное
человечество. к целому ряду важнейших открытий.
примечания
1 Фрейд (Drei Abhandlungen, 1. Auflage, S. 26) говорят, что наряду с неполовым
влечением, проистекающим из источника моторных импульсов, различают в отдельных
частичных влечениях долю, привносимую каким-нибудь органом (напр. кожею),
который способен воспринимать раздражения. Таким путем образуется по мнению
Фрейда любо-творная область (erogene Zone) в качестве особого органа,
раздражение которого прядает неполовому влечению половой характер.
2 Фрейд (1. с. S. 12) говорит: “Одно из известных соприкосновений, именно
губных слизистых оболочек, т. е. поцелуй, приобрел высокую половую ценность,
хотя участвующие здесь части тела не принадлежат к половому аппарату и служат
преддверием пищеварительного канала.”
3 См. Фрейд, 1. с. S. 28.
4 Это старинное воззрение, как известно, старался ввести вновь Мёбиус. Среди
новых писателей, которые признают за системою влечений психологический примат,
следует упомянуть Фулье, Вундта, Бенеке, Спенсера, Рибо. О древних философах и
психологах нечего и упоминать.
5 Фрейд говорит следующее: “Я должен предпослать, что эти психоневрозы согласно
моим наблюдениям, покоятся на половых влечениях. Я понимаю это не так, как если
бы энергия полового влечения привносила нечто в те силы, которые поддерживают
болезненные явления; я только утверждаю, что это участие полового влечения
представляет собою единственный постоянный и притом наиважнейший энергетический
источник невроза, так что половая жизнь таких невротиков выражается либо
исключительно, либо преимущественно, либо только частично, именно в означенных
симптомах”.
6 Как невероятно глубоко до мозга костей коренится схоластика и в нашей эпохе,
показывает тот факт, что Фрейда упрекают еще в конце гонцов в том, что он
изменил некоторым своим воззрениям. Горе тем, которые заставляют людей
переучиваться! “Les savants ne sont pas turieux” (ученые не любопытны).
7 Jahrbuch Bd. Ill, S. 65.
8 Ср. стр. 198 Психологии dementia praecox.
9 См. определение в 1-ой части.
10 Например фригидная женщина, которой вследствие специфического полового
вытеснения никогда не удавалось принести libido sexualis мужчине, постоянно
оживляет в себе imago родителей и создает симптомы, которые связаны с
родительским комплексом.
11 Замечу впрочем, что подобные переходы за область полового влечения могут
иметь место и в случаях истерических психозов; это подразумевается уже самим
определением психоза, который означает собою ничто иное как всеобщее нарушение
приспособляемости.
12 Фрейд говорит: Paraphrenie, что, конечно, лучше звучит.
13 Ср. Ferenczi: Introjektion und Uebertragung, Jahrb. Bd. I, S. 422.
14 Welt ais Wine und Vorsteuung, Bd. I, § 54.
15 Ср. Ro&cher. Lex. S. 2248 ff.
16 Drews: Plotin, Jena 1907, S. 127.
17 I.с. S. 132.
181. с. S. 135.
19 Ср. ниже о chi в Т и м е е.
20 Plotin: Enneaden II, 5, 3.
21 Enn. IV, 8, 3.
22 Enn. III, 5, 9.
23 Ср. дальше аналогическое представление египтян.
24 L. с. S. 141.
25 Фрейд, абсолютно эмпирическую позицию которого я все еще должен защищать от
противников, утверждающих противоположное, вынужден оказался в своей работе о
паранойе выйти за рамки своего собственного первоначального понятия libido. Он
пользуется там этим термином даже для обозначения функции действмтельности, что
я никак не в состоянии примирить с точкою зрения Drei Abhandlungen.
26 Блейлер приходит к этому понятию путем иных соображений, с которыми я не
всегда могу согласиться. Ср. Bleuler: Dementia praecox in Aschaffenburgs
Handbuch der Psychiatrie.
27 См. Юнг: Критика работы Блейлера “К теории схизофренного невативизма”. Jahrb.
Bd. Ill, S. 469.
28 Spielrein: Ueber den psychologischen Inhalt eines Falles der Schizephrenie.
Jahrb. Bd. Ill, S. 329.
29 Такими фантастическими продуктами являются, например, следующие клинические
формы: галлюцинации, безумные идеи, различные мнимые чувственные восприятия и
фантастические иннервации.
30 Исследования Honegger'a в моих руках и выход их в свет подготовляется.
31 Honegger привел этот пример в своем докладе в частном собрании
психоаналитиков в Нюрнберге в 1910 г.
32 Шпильрейн: I. с. S. 338, 353 и 3'87. Об истечении семени в связи с индусским
напитком сома, см. ниже.
33 Ср. BertheloP. Les alchemistes greques, а также Шпильрейн: I. с. S.353.
34 Не могу не заметить, что это видение вскрывает первоначальный смысл алхимии:
оплодотворяющие заклинания как первобытное средство производить на свет детей
без родителей.
35 Шпильрейн: I. с. S. 345.
36 Шпильрейн: I. с. S. 338.
37 Шпильрейн: I. с. S. 397.
38 Я должен также напомнить о тех индейцах, которые полагали,
что первые люди возникли из соединения рукояти меча и ткацкого челнока.
391.с. стр. 399.
40 Такая замена вполне допустима с точки зрения теории libido.
III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных
человеческих изобретений
В дальнейшем я намереваюсь попытаться обрисовать на конкретном примере
переведение libido (Ueberleitung).
Однажды я лечил больную, страдавшую кататоническим угнетением. Так как дело шло
о легком психозе интроверсии, то нечего было удивляться наличности
многочисленных истерических черт. В начале аналитического лечения, рассказывая
об одном очень болезненн
|
|