|
в мистерии Изиды: “Я вступил в
поля смерти и переступил порог обители Прозерпины, я вернулся обратно, пройдя
через все стихии”. Люциус умер в переносном смысле, “как бы добровольной
смертью”, и был вновь рожден.
156 Ср. 1 Быт. 49, 17: “Дан будет змеем на дороге, всадником на пути,
уязвляющим пяту коня, так что всадник его упадет назад”.
157 Ср. с этим египетское представление неба в виде женщины и коровы.
158 Такая постановка вопроса напоминает известный индусский символ носящего мир
животного: слон, стоящий на черепахе. Слон, как известно, главным образом имеет
мужское фаллическое значение, черепаха же, как все черепокожные — женское.
159 Фрейд. Детское воспоминание Леонарда да Винчи, стр. 57: “Всемогущий
справедливый Бог и добрая природа являются как бы грандиозными сублимациями
отца и матери, или же скорее обновленными и восстановленными ранними детскими
представлениями о них. Религиозное чувство должно быт” отнесено биологически к
продолжительной беспомощности и нужде маленького ребенка в помощи; позже, поняв
действительное свое одиночество и бессилие относительно великой и могучей
власти жизни — человек чувствует себя в положении ребенка и старается выйти из
безотрадного своего положения, регрессивно возобновляя образы, воплощавшие
инфантильную защиту.
160 Ницше: Mentiri — берегись! — он обдумывает; он тотчас найдет готовую ложь.
Это — ступень культуры, на которой стояли целые народы. Взвесьте все то, что
римляне выражали этим словом — mentiri.
161 Ср. Фрейд: Jahrbuch, т. III, стр. 60.
162 Bundehesh, XV, 27: Быка Сарсаока приносят в жертву при конце мира. Сарсаок
же распространил человечество; он на своей спине перенес от 9-ти до 15-ти
человеческих рас через море в далекие страны света. Древний бык Гайомар, как мы
видели выше, несомненно имеет женское, а вследствие плодородия своего и
материнское значение.
163 Если Зильберер и считает мифологическую символику процессом познавания на
мифологической ступени, то между этим его мнением и моим существует лишь
разница точек зрения, благодаря которым мы приходим к совершенно разным
способам выражения.
164 Этот ряд представлений начинается с тотемной трапезы.
165 Taurus (бык) в астрология — дом Венеры, Domicilium Veneris.
166 В библиотеке Азурбанапала существует интересный шумеро-ассирийский отрывок
(Cuneiform. Inscr., I, IV, 26, 6. Цит. Гроссман: Altorient. Text. und Bild. I,
стр. 101): “Он сказал мудрецам: ягненок является заменой человека. Ягненка он
дает за свою жизнь, голову ягненка он дает за голову человека и т. д.”.
167 Ср. замечательный рассказ Павзания: VI, 17, 9 и ел.: “Зевс во сне дал
семени своему вытечь на землю; со временем из него вырос демон, с двойными
срамными частями — мужскими и женскими. Ему дали имя Агдистис. Но боги связали
Агдистиса и отрезали мужские его срамные части. Когда же созрели плоды
выросшего из них миндального дерева, то говорят, что дочь реки Сангариос
сорвала некоторые из этих плодов; когда она сунула их за пазуху, они мгновенно
исчезли, она же оказалась беременной. После того, как она родила, козел стал
защищать подброшенное ею дитя; выросши, оно оказалось сверхчеловечески
прекрасным, так что Агдистис влюбилась в мальчика. Взрослый Аттис послан был
близкими своими в Пессин, дабы жениться на царской дочери. Когда появилась
Агдистис, то запели свадебную песнь и Аттис, в неистовстве, отрезал, срамные
свои части.
168 Ср. Р о ш e p: Lex. см. Attis, Sp. 722, 10.
169 Ср. также, выше, рождение из дерева.
170 П р е л л е p: I, 555. Цит. Р о б е р т с о н: I. с. стр. 137.
171 Пентей как герой, обладающий природой змей. Отцом его был Эхион,ехидна.
172 Типичная смерть в культе Диониса.
173 Р о ш е р: см. Dionysos, Sp. 1054, 56 и ел.
174 Во время праздничных шествий они являлись в женских одеждах.
175 В Вифинии Аттис называется папа, отец, а Кибела — мать. Упомяну при этом,
что в передне-азиатских культах этой богини-матери существовало поклонение
рыбам и священникам запрещено было есть их. Для вопроса о христианской
символике важно, что сын тождественной с Астартой, Кибелой и т. д.
176 Порфирий говорит: “Таким образом Митра был миросозидающим быком и владыкою
сотворенного”.
177 Самая смерть быка является и вольной и невольной. Когда Митра закалывает
быка, скорпион жалит последнего в шулята (осеннее равноденствие).
178 Bildwerke d. Later. Mus„ Nr. 547.
179 Text. et Mon. I, 182.
180 В другом месте (стр. 183) С u m о n t говорит о “скорбной и почти
болезненной прелести черт лица героя”.
181 Инфантилизм является лишь следствием интроверсии христианина, высшей по
сравнению с последователями других верований.
182 Либидинозная природа пожертвованного несомненна. В Персии баран помогает
первым людям совершить первый грех — сожительство. Он же является первым
принесенным ими в жертву животным. (Шпигель: Eran. Altertumskunde, т. 1, стр.
511.) Тут баран оказывается тождественным с райской змеей, которую манихейское
толкование отождествляет с Христом. И древний Мелитон сардийский учил, что
Христос был агнцем, которого можно сравнить с бараном, пожертвованным Авраамом
в кусте вместо сына своего. При этом куст изображал крест. (Отрывок V-й, цит.
Робертсон: 1. с.)
183 Ср. выше: “кровный жених матери”. У Иос. 5, 2 и ел. мы узнаем, что Иосия
вновь ввел обрезание и выкуп первенцев. “Таким образом он также заменил детскую
жертву, ранее приносившуюся
|
|