|
вая в этом стволе”.
Превращение в сосну очевидно является скорее погребением в матери, подобно тому,
как и Озирис окружен был выросшим вокруг него вереском. На кобленцском рельефе
Аттиса 168 последний как бы вырастает из дерева, причем Маннгард видит в этом
присущий дереву питеп растительности. Вероятнее, что это является просто
рождением из дерева 169, как в случае Митры. (Геддернгеймский рельеф.) По
свидетельству Фирмика, и дерево, и изображение играли также известную роль в
культе Изиды и Озириса и также и в культе девы Персефоны. Дионис носил
придаточное имя Дендрита, а в Бэотии он же назывался “в дереве (живущий)” 170
(При рождении Диониса, Мегэра посадила сосну на Кифэроне.)
Миф о Пентее, связанный с легендою о Дионисе, замечательным образом дополняет
смерть Аттиса и плач о нем, противополагая ему рассказ о том, как Пентей 171,
мучимый любопытством по поводу оргии менад, влезает на сосну, чтобы подсмотреть
их; но его мать замечает это. Менады срубают дерево, и приняв его за животное,
в неистовстве разрывают на куски 172, причем первою нападает на него его мать
173. Тут мы находим и фаллическое значение дерева (срубание — кастрация) и
материнское его значение (жертвенная смерть влезшего на него сына); тут же и
страшная мать, являющаяся дополнительным противопоставлением к Пиэта. Праздник
Аттиса праздновался весною как оплакивание его, соединенное с следующею за ним
радостью. (Страстная пятница и Пасха.) Жрецы культа Аттиса и Кибелы часто
бывали кастратами и назывались галлами 174. Архигалл назывался Atys'ом 175.
Вместо ежегодной кастрации они до крови ранили себе руки. (Рука вместо фаллоса.
“Вывертывание руки”.) Подобную же символику жертвы инстинктов мы встречаем в
религии Митры, где важную роль играют поимка и укрощение быка. Параллельным
Митре является древний человек Гайомар. Он был сотворен одновременно с быком и
оба они пробыли 6000 лет в состоянии блаженства. Но когда мир вступил в период
Весов (Libra), то в него вошел принцип зла. Либра является астрологически так
называемым позитивным домом Венеры, стало быть принцип зла появился под властью
богини любви. (Уничтожение солнце-героя матерью-женою (змеею, блудницею и т. п.
). Вследствие этого Гайомар и бык умерли уже тридцать лет спустя. (Испытания
Зартушта также продолжались тридцать лет. Ср. историю жизни Христа.) Из
мертвого быка возникло пятьдесят пять хлебных растений, двенадцать видов
растений целебных и т. д. Семя быка для очищения попало на луну, семя же
Гайомара на солнце. Это указывает на скорее женскую природу быка. Гош или
Дрвашпа — душа быка, ей поклоняются как женскому божеству. Душа эта вначале из
трусости не решалась стать богиней скота и стад, покуда ей не возвещено было
утешительное явление Заратустры. Параллель этому существует в индусском Пуране,
где земле обещают явление Кришны (в точности соответствующего Христу). Душа
быка изображается едущей на колеснице, как Ардвишура, богиня любви. Поэтому она
несомненно женственна. Этот миф о Гайомаре лишь повторяет в измененной форме
древнее представление о мужественно-женственном божестве, совокупляющемся с
собою самим и себя же вновь рождающим — божестве, изображавшемся в виде
замкнутого в себе самом кольца.
У китайцев огонь, о принесении в жертву которого мы уже говорили в III-ей главе,
имеет женственную природу, подобно быку; об этом упоминает комментатор
философа Чуанг-Тзе (350 г. до н. э.), говоря, что “дух очага называется Ки; он
одет в ярко-красный, подобно огню, цвет и походит на прекрасную, миловидную
девушку”. В “Книге обрядов” сказано: “дерево сжигается в огне за духа Ау;
жертва эта за Ау есть жертва старым (отшедшим) женщинам. Эти духи огня и очага
суть души отшедших поваров; поэтому они называются “старыми женщинами”. Бог
кухни возник из этого до-буддистского предания; впоследствии он стал (будучи
мужского пола) владыкой семьи и посредником между семьею и богом. Таким образом
древний женский дух огня превратился в подобие Логоса. (Ср. по этому поводу
выводы 111-й главы.)
Из семени быка произошли прародители быков и коров, а также 272 рода полезных
животных. По Минокиреду Гайомар уничтожил Дев-Азура, которого считают демоном
злой похоти. Ази, демон злой похоти, всего долее держится на земле, несмотря на
действие Заратустры. Но он будет уничтожен при воскресении из мертвых (как
сатана в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова). По другому изложению
Ангромайниус и змея останутся последними и будут уничтожены самим Агурамаздой.
По предположению Керна Заратустра носит название “Золотой Звезды и тождественен
с Митрой”. Имя Митры находится в соотношении к ново-персидскому слову mihr,
означающему солнце и любовь.
В мифе Загрея мы видим, что бык также тождественен с богом, поэтому жертва быка
есть также жертва бога, но на примитивной ступени. Символ животного является до
некоторой степени лишь частью героя; он жертвует лишь своим животным, то есть
символически отказывается лишь от животной своей природы. Внутреннее участие в
жертве 176 великолепно выражено болезненно-экстатическими чертами лица Митры,
убивающего быка. Он действует одновременно и добровольно и недобровольно 177,
поэтому выражение его несколько истерично; оно имеет некоторое сходство с
известным слащавым лицом Христа на распятии Гвидо-Рени. Бенндорф говорит 178:
“Черты лица, имеющие, особенно в верхней его части, совершенно идеальный
характер, в то же время имеют б высшей степени болезненное выражение”.
Сам Cumont 179 говорит о выражении лица Тавроктона:
“Лицо это, такое, каким можно его видеть на лучших воспроизведениях, есть лицо
юноши, почти женственно-прекрасного. Густые вьющиеся волосы ореолом подымаются
вокруг лба; голова слегка отклонена назад, так что взгляд направлен к небу;
сморщенные брови и губы придают ему странно горестное выражение” 180.
Изображенная у Cumont голова Остии действительно напоминает своим выражением
хорошо нам известное выражение сентиментального отречения наших пациентов.
Сентиментально
|
|