|
данные стимульные слова.
АТТИТЬЮД (установка) Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при
предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая
устойчивый целенаправленный характер протекания тех или иных действии по
отношению к данному объекту.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ „Теоретически в области сознания не может быть никаких границ,
так как оно способно к неопределенному расширению. Эмпирически, однако,
сознание всегда находит свои границы, когда оно сталкивается с незнаемым.
Последнее состоит из всего, что мы не знаем, и, следовательно, никак не связано
с ЭГО, как центром поля сознания. Незнаемое распадается на две группы объектов:
те которые находятся снаружи и могут быть восприняты органами чувств и те,
которые находятся внутри и постигаются „непосредственно" первая группа включает
незнаемое во внешнем мире; вторая - незнаемое во внутреннем мире. Мы называем
эту последнюю - территорией бессознательного". (Юнг К. Г. AION // CW. Vol. 9,
ii. P. 3) „...Все то, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю; все то,
что хоть однажды я осознавал, но забыл теперь; все то, что воспринималось моими
органами чувств, но не было зарегистрировано моей сознательной мыслью; все то,
что невольно и без внимания я чувствую, думаю, помню, хочу и делаю; все будущие
вещи имеющие форму во мне и могущие однажды осознаться мною: все это и есть
содержание бессознательного." (Юнг К. Г. Структура и динамика психического
бытия // CW. Vol. 8. Р. 185).
„Помимо этого мы должны включить все более или менее умышленные подавления
болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих подавленных содержаний
„личностным бессознательным". Но более того и прежде всего, мы также находим в
бессознательном качества, которые являются не индивидуально приобретенными, а
наследуемыми, т. е. инстинкты, как импульсы, выполняющие необходимые действия
без сознательной потребности. В этом „глубоком" слое мы находим также архетипы..
. Инстинкты и архетипы совместно образуют „коллективное бессознательное". Я
называю его „коллективным" потому, что, в отличие от личностного
бессознательного, оно складывается не из индивидуальных и более или менее
уникальных содержаний, а из универсальных и регулярно появляющихся." (Там же, р.
133).
„Первая группа включает содержимое, которое состоит из целостных компонентов
индивидуальной личности и, следовательно, как раз осознаваема; вторая группа
образует, так сказать, вездесущее, неизменное и везде идентичное качество или
сам по себе субстрат психического бытия". (Юнг К. Г. AION // CW. Vol. 9, ii. P.
7).
„Более глубокие „слои" психического теряют их индивидуальную исключительность,
так как они отступают все дальше и дальше в темноту. „Потемнение вниз" означает
для них приближение к автономно функционирующим системам, они становятся в
возросшей степени общими обобщаясь до универсализации и угашенного воплощения в
телесном материале, т. е. в химической субстанции. Углерод человеческого тела -
просто углерод. Следовательно, „на дне" психического есть просто „мировое".
(Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное // CW. Vol. 9, i. P. 173).
БОГО-ОБРАЗ Понятие, идущее от Отцов Церкви, согласно которому божественная суть
воплощена в человеческой душе. Когда такой образ спонтанно образуется в
фантазиях, сне, видениях и т. д., то он является с психологической точки зрения
явлением самости, символом психологической целостности.
„Только через психическое бытие мы можем установить, что Бог влияет на нас, но
при этом мы не способны распознать: исходят ли эти влияния от Бога или из
бессознательного. Мы не может сказать: является ли Бог и бессознательное двумя
различными сущностями или нет. Оба понятия являются пограничными для
трансцендентного содержания. Но эмпирически можно установить с достаточной
степенью вероятности, что в бессознательном имеется архетип целостности,
который проявляет себя спонтанно в снах и т. д. и тенденция, зависящая от
сознательного желания соотносить другие архетипы с этим центральным. Поэтому не
кажется невероятным, что архетип воссоздает символизацию, которая всегда
символизирует и выражает Божество...
„Бого-образ не совпадает с бессознательным, как таковым, но лишь со
специфическим содержанием последнего, а именно - архетипом самости". (Юнг К, Г.
Психология и религия: Запад и Восток // CW. Vol. 11. Р. 468).
„Бого-образ можно объяснить... как рефлексию самости или, соответственно,
объяснить самость как божественный образ в человеке". (Там же, Р. 190).
ГИЕРОГАМИЯ Священный или духовный брак, объединение архетипических фигур в
возрожденных мистериях древности, а также в алхимии. Типичными примерами
являются представления Христа и Церкви как жениха и невесты и алхимическое
соединение солнца и луны.
ДУША „Если человеческая душа и являет собой нечто, то это нечто оказывается
невообразимо сложным и многообразным, и, разумеется, приблизиться к этому нечто
с позиций просто психологии инстинкта, невозможно. Я могу только вглядываться
пристально с изумлением и трепетом в глубины и высоты нашей психической жизни.
Ее непространственный универсум скрывает несказанное изобилие образов, которые
были накоплены миллионами лет развития живого и зафиксировались в организме.
Мое сознание подобно глазу, который проникает в наиболее отдаленные
пространства, оказываясь там уже психическим не-Я (ЭГО), заполняющим эти
пространства непространственными образами. И эти образы являются не бледными
тенями, а мощными психическими факторами... Рядом с этой картиной я бы хотел
поместить зрелище звездного неба ночью, так как единственный эквивалент
универсума внутри нас - универсум вовне; и как только я постигаю этот мир с
помощью тела, тотчас же я обнаруживаю его посредством психического". (Юнг К. Г.
Фрейд и пс
|
|