|
инены Христом. Христос
находится между ними; он представляет власть, означающую отделение человека от
простых природных сил.
Процесс выделения человека из природного мира испытан в хорошо известных
обрядах инициации или обрядах, посвященных юношам, вступающим в половозрелый
возраст в первобытных племенах. По достижении половой зрелости мальчики
внезапно отзываются из селения. Их выводят в окрестности, где заставляют
провести ночь. Из темноты слышны голоса духов, рев быков, женщинам в это время
под страхом смерти запрещено показываться из дома. Среди ночи мальчиков
приводят в лесную хижину, где демонстрируются всевозможные ужасные сцены. Им
запрещено разговаривать: сообщается, что они умерли, а затем, что снова
родились, и для доказательства этого дают новые имена. Им внушается, что они
теперь другие люди, нежели были раньше, и больше не дети своих родителей.
Инициация может зайти так далеко, что после возвращения матерям больше не
разрешают разговаривать со своими сыновьями, так как молодые люди уже не их
дети. Некогда у Готтентотов один мальчик совершил инцест с матерью, чтобы
доказать, что она ему больше не мать, а всего лишь женщина в числе прочих.
Соответствующий христианский ритуал утратил много весьма существенного; но,
изучая символику крещения, можно и сейчас обнаружить следы первоначального
смысла. „Родильня" - в нашем случае купель для крещения; это в сущности бассейн,
рыбный садок, в котором каждый представляет маленькую рыбку: вначале он
символически тонет, а затем снова воскресает. Известно, что ранних христиан на
самом деле погружали в крещенскую купель, которая была гораздо больше, чем
сейчас; во многих старых крестильнях сооружалась крестильня отдельным зданием
на собственном основании, в плане представлявшим круг. Накануне пасхи
католическая церковь совершала специальную церемонию освящения купели для
крещения, Benedictio Fontis. Обычную воду заклинали от смешения со всякими
дурными силами, в результате чего она превращалась в обновленный и очищенный
источник жизни, чистое, незапятнанное чрево святого источника. Затем священник
святил воду, обходя купель, в форме креста в четырех местах, три раза дул на
нее и три раза погружал в воду священную пасхальную свечу, как символ вечного
света, а в это же время заклинание призывало, Целомудренную силу Святого Духа
погрузиться в купель. Из иерогамии (из святого брака между Святым Духом и
крещенской водой, как чревом Церкви), и возрождался человек в истинной
невинности нового детства. Пятно греха, взятое от него и его природы,
соединялось с образом Бога. Человек больше не осквернялся природными силами, он
перерождался в духовное бытие.
Известны и другие обычаи и ритуалы, выделявшие человека из естественной
животной среды. Не вдаваясь в детали, следует заметить, что изучая психологию
первобытных, можно обнаружить тесную связь всех важных жизненных событий с
тщательно разработанными церемониями, цель которых - отделить человека от
предшествующей стадии бытования и помочь ему перенести психическую энергию в
следующую стадию жизнеустройства. Когда девушка выходит замуж, она должна
освободиться от давления родительских образов и избежать проекции образа отца в
мужа. С этой целью в Вавилоне существовал ритуал, с помощью которого психика
молодой девушки освобождалась от образа отца. Я имею в виду ритуал храмовой
проституции, согласно которому девушки из знатных семей отдавались незнакомцам,
посещавшим храм; тем, кто, предположительно, потом в дальнейшем, его .не
посетит. Как правило, это были чужеземцы, с которыми девушки проводили ночь.
Подобный институт существовал и в средние века, jus primae noctis, .право
первой ночи, этим правом обладал феодал-правитель по отношению к крепостным.
Невеста свою первую брачную ночь должна была провести с ним.
Ритуалом храмовой проституции создавался наиболее впечатляющий образ,
сталкивающийся с образом мужчины, за которого юная дама собиралась замуж, в
случае, если возникала брачная проблема, то возвращение в исходное психическое
состояние, как естественный результат внутреннего конфликта, совершалось не к
образу отца, а к однажды встреченному незнакомцу, пришедшему из неведомых
земель. Это давало возможность не погружаться снова в мир детских впечатлении,
а находить психическое убежище в районе собственного возраста, и тем самым в
достаточной степени защищала против инфантильной регрессии.
Данный ритуал демонстрирует одно из самых изумительных качеств человеческой
психики. Не случайно женщины сохраняют архетипический образ возлюбленного из
отдаленной, неведомой земли, мужчины, появившегося из-за моря-океана,
встретившего ее однажды и ушедшего назад. Этот мотив известен из вагнеровского
„Летучего голландца" и ибсеновской „Дамы из моря". В обеих драмах дама ожидает
чужеземца, который должен прийти из-за далеких морей, чтобы испытать большую
любовь к ней и с ней. В опере Вагнера героиня по-настоящему влюбляется в образ,
который видит воочию еще до того, как появляется сам герой. В „Даме из моря"
героиня только однажды встретила своего избранника и теперь вынуждена все время
ходить на берег моря в ожидании его возвращения. („Алые паруса" Александра
Грина - тот же мотив. - Прим. перев.). В вавилонском ритуале этот
архетипический образ существовал конкретно с целью вызволить женщину из тисков
родительских образов, являющихся также образами архетипическими и посему
чрезвычайно мощными. Я написал небольшую книгу о взаимвотношениях между ЭГО и
бессознательным, где описал случай проекции образа отца, имевший место у
лечившейся у меня женщины; и о том, как эта проблема разрешилась благодаря
анализу архетипического образа, лежавшего в основе этого отцовского переноса.
Первая стадия лечения переноса вовлекает не только осознание пациентом того
факта, что он все еще смотрит на мир из детской или классной комнаты и т. п.,
проецируя и аспектируя при этом все положительные и отрицательные авторитеты
своего личного опыта; в осознание должна быть включена вся объективная сторона
вопроса. Для создания действительно зрелой уста
|
|