|
Спустя полгода он выписался и через несколько месяцев
после этого покончил с собой, несмотря на то что в процессе лечения он стал
практически здоров, от депрессии избавился, так что была вероятность, что
самоубийство произошло в состоянии спокойного сознания. Сновидение происходило
в самом начале периода депрессии.
В основании большого собора в Толедо находится резервуар с водой, сообщающийся
с речкой Тахо, опоясывающей город. Резервуар представляет собой небольшое
темное помещение. В воде живет огромный змей, глаза его сверкают, как
бриллианты. Здесь же находится золотой кувшин, в котором хранится золотой
кинжал. Кинжал является ключом к городу, и его обладатель имеет полную власть
над Толедо. Сновидец знает, что змей друг и защитник В. С., юного приятеля
сновидца. В. С. засунул голую ногу в пасть змею, змей дружелюбно лижет ее, а В.
С. радостно играет со змеем, на лице бесхитростного дитяти нет и тени страха.
Во сне В. С. что-то около семи лет, в действительности он и в самом деле друг
юных лет сновидца. С того момента, вещает сон, змея забыли, и уже никто не
осмеливается спускаться в его обитель.
Эта часть сна вступительная, затем начинается само действие.
Сновидец наедине со змеем. Он почтительно, но без страха, беседует с ним. Змей
рассказывает, что Испания принадлежит ему, так как он друг В. С., а затем
просит вернуть мальчика. Сновидец отказывается сделать это, но взамен обещает
сам спуститься в темную пещеру и подружиться со змеем. Позже он изменяет
решение и намеревается послать вместо себя своего приятеля мистера С. Мистер С.
потомок испанских мавров, и его визит в подвальный резервуар с водой должен
продемонстрировать исконную храбрость этого народа. Сновидец советует
прихватить меч с красной рукояткой, найденный на оружейном заводе по другую
сторону реки Тахо. При этом сообщается, что меч очень древний, относящийся к
периоду Фекии. (Народ древней Фекии, основавшей колонии по восточному побережью
Испании, Феки находилась на западном побережье Малой Азии.) С. берет меч и
спускается в резервуар, сновидец советует ему проткнуть левую ладонь мечом. С.
протыкает, но оказывается не в состоянии сохранить самообладание в присутствии
могучего змея. Подавленный болью и страхом С. кричит и, качаясь, вылезает
наверх, не захватив с собой кинжал. Выходит, что С. править Толедо не сможет, и
тут сновидец ему ничем помочь не может. Он вынужден разрешить остаться простым
украшением на стене собора...
Сон кончается. Он, естественно, происходил на французском языке. Что мы имеем
по тексту сна? В плане друзей - определенные намеки: В. С. - друг раннего
детства, немного старше, чем сновидец. Последний спроецировал на мальчика все
обаяние и очарование и сделал из него героя, но позже потерял его из виду,
возможно мальчик умер. С. - друг более недавнего времени. Указывается на то,
что он родом из испанских мавров.
Уже говорилось, что сновидец недавно был в Испании и, конечно, видел Толедо,
после чего случился сон. Пациент был в плохом состоянии и не мог помочь доктору
в толковании сна. Мой коллега не знал, что делать с этим сном, но чувствовал
его важность и решил отослать сон мне. Получив сон, я не смог сразу
расшифровать его. Тем не менее у меня появилось ощущение, что знай бы я больше
о такого рода снах и если бы я занимался этим случаем сам, то мог бы помочь
молодому человеку, и самоубийство, возможно, не произошло. Мне знакомы случаи,
когда, понимая сны буквально, люди сталкивались с большими трудностями. С таким
чувствительным, утонченным, изучавшим историю искусства и необычайно
интеллигентным человеком, как наш пациент, следовало быть особенно осторожным и
внимательным. Банальности здесь неуместны, был необходим глубокий анализ. Не
будет ошибкой предположить, что Толедо - город мечты сновидца, мечты, которая
возникла бы у любого человека с его уровнем образования, тонким эстетическим
восприятием, эрудицией.
Это чрезвычайно впечатляющий город. В нем находится один из наиболее
изумительных готических соборов мира. Место с очень древними традициями, старый
римский Толетум веками был резиденцией кардинала епископата и примата Испании.
С VI по VIII век бывшей столицей вестготов; с VIII по XI-столицей Мавритании, а
с XI по XVI - столицей Кастилии. Толедский собор -прекрасное и впечатляющее
сооружение - воплотил в себе мощь, величие, красоту и тайну средневекового
христианства, нашедшее свое существенное выражение в церкви. Собор является
воплощением, олицетворением духовного царства, так как в средние века мир
управлялся императором и Богом. Поэтому собор выражает христианскую философию
или мировоззрение средневековья.
Сон говорит, что под собором находится таинственное место, которое в реалии не
соответствует христианской церкви. Что могло находиться под собором в тот
период? В древности всегда существовали подземные часовни или крипты. Большая
крипта есть в Шартрском соборе, она дает прекрасное представление о
мистериальном характере крипты. Крипта в Шартре первоначально была святилищем с
источником, там совершались поклонения деве - не деве Марии, как сейчас, а
кельтской богине. Под каждой христианской церковью в средние века сооружалось
потаенное место, в котором в старину совершались мистериальные празднества. То,
что сейчас мы называем церковными таинствами, в раннем христианстве было
мистериальным. В Провансе крипта называлась Le musset, что означает секрет,
слово, возможно, происшедшее от мистерии, могущее означать тайное место. В
Аосте, где говорят на провансальском диалекте, есть musset под собором.
Крипта, возможно, ведет свое начало от культа Митра (древнеиранского бога
Солнца). В митраизме главная религиозная церемония совершалась в сводчатом
склепе, наполовину скрытом под землей. Прихожане в это время находились в
главной церкви наверху. Сквозь специальные смотровые щели они могли видеть и
слышать церемонию службы, самих свящ
|
|