Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
ции порождаются самыми 
обычными обстоятельствами. Например, живя в современном обществе, вы вдруг 
потеряли деньги. Естественная реакция - огорчение и стыд, что ты единственный 
такой осел, который теряет деньги. Но поскольку все теряют деньги, и это не 
есть нечто из ряда вон выходящее, то в конце концов примиряешься с потерей. 
Когда другим людям так же плохо, как тебе, переносить дискомфорт гораздо легче. 
Если человек потерялся в пустыне, на леднике или он ответственный лидер группы 
в рискованной ситуации, он чувствует себя скверно, если не совсем плохо. Но 
если он солдат потерявшегося батальона, то он присоединится к остальным, 
отпуская шутки, подбадривая коллектив и себя, и не будет думать об опасности. И 
хотя степень опасности от этого не меньше, индивид чувствует себя совершенно 
иначе в группе, чем когда он оказывается в подобном положении один. 
Когда архетипические фигуры возникают в снах, особенно на последних этапах 
анализа, я объясняю пациенту, что его случай не уникальный и не особенный, и 
что его психика работает на уровне, близком к общечеловеческому. Это важно, так 
как невротик чувствует себя ужасно изолированным и стесняется своего невроза. 
Но если он знает, что его проблема общая, а не просто личная, вот тут уже 
другое дело. 
Битва героя с драконом, как символ типичной человеческой ситуации, - очень 
частый мифологичекий мотив. Одна из его древнейших литературных версий - 
Вавилонский миф Творения, в котором герой - бог Мардук - борется с драконом 
Тиаматом. Мардук - бог весны, а Тиамат - мать-дракон, первозданный хаос, Мардук 
убивает ее и разрубает на части. Из одной половины он делает небеса, а из 
другой - землю. 
Другая, более удачная параллель - эпос о Гильгамеше. 
Гильгамеш - типичный карьерист, человек честолюбивых замыслов, как и наш 
сновидец, великий царь и герой. Мужчины рабским трудом возводят город со 
сложными оборонительными стенами. Женщины, забытые, покинутые мужьями, взывают 
с мольбой к богам защитить их от безрассудного тирана. Боги решают, что пора 
что-то предпринять. На психологическом этапе это означает: Гильгамеш пользуется 
только своим сознанием, голова имеет крылья и отделена от тела, но тело 
собирается что-то заявить по этому поводу. Ситуация оборачивается неврозом, а 
именно: столкновением противоположных факторов-полюсов. Как же невроз выглядит 
в поэме? Боги решают „призвать", т. е. сделать человека наподобие Гильгамеша. 
Они создают Энкиду, однако Энкиду несколько отличается от Гильгамеша. Длинные 
волосы на голове, выглядит как пещерный житель, живет с дикими животными в 
степи, пьет воду из колодцев, вырытых копытами газелей. Гильгамеш в добром 
здравии и памяти спит и видит сон, посвящающий его в намерения богов.. Ему 
снится, что на его спину упала звезда, превратившаяся в могучего воина, и 
Гильгамеш борется с ним, но не может освободиться. В конце концов он все же 
побеждает и бросает противника к ногам матери, а мать делает его равным 
Гильгамешу. Мать, как мудрая женщина разгадывает сон Гильгамеша, но Гильгамеш, 
пользуясь хитрыми приемами, делает Энкиду своим другом. Он овладевает реакцией 
бессознательного: хитростью и настойчивостью преследует своего противника, в 
результате они становятся друзьями и могут действовать вместе. Но приключения 
только разворачиваются. 
В самом начале совместных предприятий Энкиду видит мрачный сон - подземное 
царство, где живут мертвые; а в это время Гильгамеш готовится к серьезному и 
опасному делу. Как и подобает героям, вместе с Энкиду он собирается победить 
Хумбабу, ужасное чудовище, которого боги поставили охранять их святилище на 
кедровой горе. Хумбаба издавал буреподобный рев, так что всех, кто приближался 
к кедровой роще, охватывала слабость. Энкиду выглядел храбрым и очень сильным, 
однако нервничал по поводу всего мероприятия. Его угнетали дурные сны, к 
которым относился со вниманием; сходным образом, как и подавленный человек в 
нас самих, над которым мы смеемся, когда эта подавленная часть нашего „Я" 
проявляет суеверность определенных дат и т. п.; подавленный человек, тем не 
менее, продолжает нервничать по поводу определенных вещей. Энкиду очень 
суеверен, его преследуют дурные сны на пути в лес и предвестия худых новостей. 
Но Гильгамеш толкует эти сновидения оптимистически. Вновь реакция 
бессознательного оказывается не соответствующей дальнейшему сюжету,-наши герои 
достигают успеха и с триумфом доставляют голову Хумбабы в свой город. 
Но тут вмешиваются боги, точнее богиня Иштар, пытающаяся победить Гильгамеша. 
Исходный принцип самого бессознательного - Вечная женственность, и Иштар с 
истинно женской хитростью обещает Гильгамешу золотые горы, если он станет ее 
возлюбленным. Он уподобится Богу, его власть и богатства безмерно возрастут, но 
Гильгамеш не верит ни одному ее слову. Он грубо отказывается и, в свою очередь, 
обвиняет ее в жестокости и неверности своим любовникам. Иштар в гневе и 
бешенстве призывает богов сотворить исполинского быка, который спускается с 
небес и начинает разрушать царство Гильгамеша. Вспыхивает великая битва, сотни 
людей погибают, отравленные дыханием священного быка. Гильгамешу с помощью 
Энкиду удается убить быка. Празднуется победа. 
От боли и гнева Иштар опускается на стену города, тут сам Энкиду совершает над 
ней насилие. Он оскорбляет ее и бросает в лицо член мертвого быка. Это 
кульминационный момент, отсюда начинаются перепитии. Энкиду видит зловещие сны, 
а затем заболевает и умирает. 
Это означает, что сознательное полностью отделилось от бессознательного. 
Бессознательное ушло со сцены, и Гильгамеш остался один - победитель с 
горестным лицом. Он едва выносит потерю друга, но все его муки утраты есть по 
сути страх смерти. Гильгамеш видит своего друга мертвым и сталкивается лицом к 
лицу с фактом смерти - и он смертен. Теперь только одно желание беспокоит 
его-достичь бессмертия. Он предпринимает героические усилия, чтобы отыскать 
лекарство против смерти-он знает одного старика, своего пр
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-