Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
лишь блаженна. Более того, она представляет землю, которая 
также есть тело - со всею его тьмой. По этой причине она, всемилостивая, служит 
ходатаем, просит за всех грешников. 
Из этих драгоценных осколков средневековой психологии мы получаем некоторое 
представление о достоинствах мандалы нашего пациента. Она соединяет четыре 
стороны, которые гармонично работают вместе. Мой пациент был воспитан как 
католик, а потому непроизвольно столкнулся с той же проблемой, которая 
доставляла немалое беспокойство старому Гийому. Это была поистине великая 
проблема Средних веков, проблема Троицы и исключенного из нее элемента. То есть 
это - весьма условное признание женского начала, земли и тела, которые уже были,
 в виде лона Марии, священным местом пребывания Божества я необходимым 
связующим звеном в божественной цепи искупления. Видение моего пациента - это 
символический ответ на вековечный вопрос. Наверное, в этом заключается 
глубинная причина того, что образ мировых часов произвел на него впечатление 
"самой совершенной гармонии". Оно было первым намеком на возможное разрешение 
опустошительного конфликта между материей и духом, между желаниями плоти и 
любовью к Богу. Жалкий и бездейственный компромисс в том сне, где привиделась 
церковь, был полностью превзойден этим видением мандалы, в котором примирены 
все противоположности. Если нам будет позволено привести здесь пифагорейскую 
идею, согласно которой душа есть квадрат9, то мандала выражала бы Божество 
посредством троичного ритма, а душу - через статичную четверицу, т.е. через 
круг, разделенный на четыре цвета. Сокровенным смыслом ее было бы тогда 
единение души с Богом. 
Поскольку мировые часы также представляют quadratura circuli и perpetuum mobile,
 эти два предмета, занимавшие средневековый ум, находят адекватное выражение в 
нашей мандале. Золотое кольцо (и все в нем содержащееся) представляет четверицу 
в форме четырех ка-биров и четырех цветов; голубой круг - Троицу и движение 
времени - в согласии с Гийомом. В нашем случае голубой круг движется быстрее, 
золотой медленнее. В то время как голубой круг кажется несколько неуместным на 
золотом небе Гийома, в нашем случае круги гармонично сочетаются. Троица тут - 
жизнь, "биение" всей системы с троичным ритмом, основанном, однако, на ритме с 
32 делениями, где множитель - четверка. Таким образом круг и четверица, с одной 
стороны, и троичный ритм - с другой, настолько проникают друг в друга, что одно 
содержится в другом. В версии Гийома Троица дана очевидно, тогда как четверица 
сокрыта в дуальности Царя и Царицы Небесной. Кроме того, голубой цвет 
принадлежит здесь не царице, а календарю, представляющему время с характерными 
тринитарными атрибутами. Взаимопроникновение здесь близко нашему случаю. 
Взаимные проникновения качеств и содержаний типичны для символов. Мы 
обнаруживаем это также в христианской Троице, где Отец содержится в Сыне, Сын - 
в Отце, а Дух Святой содержится в Отце и Сыне или проникает в них обоих. 
Движение от Отца к Сыну представляет временное начало, тогда как 
пространственное начало олицетворяется Mater Dei (материнское качество 
первоначально принадлежало Духу Святому, именуемому Sophia-Sapientia некоторыми 
ранними христианами ). Это женское качество было невозможно полностью 
искоренить, оно доныне присутствует по крайней мере в символе Духа Святого - в 
columba spiritus sancti (Голубь Духа Святого (лат.).)). Но четверица полностью 
отсутствует в догмате, хотя она рано возникла в церковной символике. Я имею в 
виду равносторонний крест, заключенный в круг, торжествующего Христа с четырьмя 
евангелистами, Тетраморфа и тд. В позднейшей церковной символике rosa mystica, 
vas devotionis, fons signatus, hortus conclusus (Мистическая река, жертвенный 
сосуд, источник знамений, огражденный сад (лат.).), выступают атрибутами Mater 
Dei и одухотворенной земли11. 
Наша мандала есть абстрактный, чуть ли не математический образ некоторых 
главных проблем, многократно обсуждавшихся в средневековой христианской 
философии. Абстрактность ее столь велика, что не приди к нам на помощь видение 
Гийома, мы могли бы проглядеть широкую историческую систему ее корней. Пациент 
не обладал каким-либо знанием такого исторического материала. Он знал лишь то, 
что известно каждому получившему в детстве поверхностное религиозное воспитание.
 Он сам не видел никакой связи между мировыми часами и любой религиозной 
символикой. И это вполне понятно, поскольку видение на первый взгляд ничем не 
напоминает о религии. И все же оно пришло вскоре после сновидения с "домом 
самососредоточения". К тому же оно было ответом на проблему трех и четырех, 
поставленную более ранним сном, где привиделось четырехугольное пространство, 
на четырех сторонах которого стояли четыре кубка, которые были наполнены 
окрашенной в разные цвета водой. Один кубок был желтым, другой - красным, 
третий зеленым, а четвертый был бесцветным. Синий цвет отсутствует, хотя он был 
связан с тремя другими цветами в предшествующем видении, где медведь появился в 
глубине пещеры. У него было четыре глаза, испускавшие красный, желтый, зеленый 
и синий лучи. А в последнем сновидении синий цвет вдруг исчезает. 
В то же время обычный квадрат сменился прямоугольником, какого раньше не было. 
Причина явного нарушения порядка было сопротивление женскому началу, 
представленному Анимой. Во сне с "домом самососредоточения" голос подтверждает 
этот факт. Он говорит: "То, что ты делаешь, - опасно. Религия - это не налог, 
который ты платишь, чтобы избавиться от женского образа, ибо этот образ 
необходим". "Женский образ" - и есть "Анима" . 
Сопротивление Аниме нормально для мужчины, поскольку, как было сказано выше, 
она представляет бессознательное со всеми присущими ему тенденциями и 
содержаниями, которые в силу различных действительных причин исключались ранее 
из сознательной жизни. Одни из этих тенденций подавляются, другие - вытесняются.
 Как правило, подавляются те тенденции, которые представляют антисоциальные 
элементы в психической структуре человека, - то, что я называю "статистическим 
преступником" в каж
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-