|
рые ходят кругами по скверу, магическая церемония (преображение
животных в людей), происходящая в квадратной комнате, где по углам лежат четыре
змеи, а люди ходят от одного угла к другому; сновидец, объезжающий сквер в
такси; квадратная тюремная, вращающаяся пустая клетка и т.д. В других
сновидениях круг представлен вращением, четырьмя детьми, несущими, например,
"темное кольцо" и идущих кругами. Круг появляется в комбинации с четверицей,
как серебряная чаша с четырьмя стульями. Особое внимание уделяется центру. Он
символизируется яйцом посреди круга, звездой, составленной из отряда солдат,
звездой, вращающейся в середине круга, кардиальные точки которого обозначают
четыре времени года, полюсом, драгоценным камнем и т.д.
Все эти сновидения неизменно приводили к одной и той же картине, которая
являлась пациенту в форме неожиданного визуального впечатления. Ему уже
случалось наблюдать такие видения, но на этот раз опыт был особенно сильным.
Как он говорит об этом сам: "Это было впечатление самой совершенной гармонии".
В таком случае не важно, каковы наши впечатления или что мы об этом думаем.
Главное, каковы чувства самого пациента: это его опыт, и если он имел на него
глубокое преобразующее воздействие, то нет нужды возражать против него.
Психолог может лишь отметить этот факт, и, если он считает эту задачу себе по
силам, он может попытаться понять, почему это видение оказало такое воздействие
на данную личность. Видение было поворотным пунктом в психологическом развитии
пациента. Его можно было бы назвать - на языке религии - обращением.
Вот буквальная запись видения: "Вертикально и горизонтально расположены два
круга с общим центром. Это мировые часы. Их несет черная птица (пациент
обращается здесь к предшествующему сновидению, где черный орел нес золотое
кольцо). Вертикальный круг представляет собой голубой диск с белым ободом,
разделенный на 4х8-32 части. По диску вращается рука. Горизонтальный круг -
четырехцветный; четыре маленьких человечка стоят на нем и переносят стрелку, а
по кругу лежит золотое кольцо (из прежнего видбния).
У мировых часов три ритма, или биения:
1. Малое биение: рука на голубом вертикальном диске перемещается на одно
полуминутное деление (12).
2. Среднее биение представлено полным обращением руки. Одновременно
горизонтальный круг перемещается на полуминутное деление.
3. Большое биение: 32 средних биения равны одному обращению золотого кольца".
Видение подводит итог всем иносказаниям и в предшествующих снах. Оно кажется
попыткой создания осмысленного целого из ранее фрагментарных символов - круга,
шара, квадрата, вращения, часов, звезды, креста, четверицы, времени и т.д.
Конечно, нелегко понять, почему такая абстрактная структура вызывает чувство
"самой совершенной гармонии". Но если вспомнить о двух кругах в платоновском
"Тимее", о гармоничной закругленности anima mundi, мы можем найти путь к
пониманию. Термин "мировые часы" вновь возвращает нас к античной концепции
музыкальной гармонии сфер. Речь идет о своего рода космологической системе.
Если в данном случае мы имеем дело с видением твердыни небесной в ее медленном
вращении, либо в таком виде предстает постепенное движение солнечной системы,
тогда мы можем понять и оценить совершенную гармонию возникшей картины. Мы
имеем основания также предположить, что платоновское видение космоса легким
проблеском пробивается здесь сквозь туман полусознательного состояния. И все же
есть в этом видении пациента нечто такое, что не согласуется с гармоничным
совершенством платоновских представлений. Два круга различны по своей природе.
Различны не только их движения, но и цвета. Вертикальный круг голубой,
горизонтальный содержит четыре цвета, он с золотым ободом. Голубой круг вполне
может символизировать голубую полусферу неба, тогда как горизонтальный
"представляет" горизонт и четыре стороны света, персонифицированные в четырех
цветах (в более раннем сновидении кардинальные точки представали то в виде
четверых детей, то четырех времен года). Эта картина сразу напоминает о
средневековых образах мира в форме круга, или rex gloriae с четырьмя
евангелистами [9 ], или же melothesiae, где горизонтом служил Зодиак. Образ
торжествующего Христа, кажется, выводим из сходных изображений Тора и четырех
его сыновей4. Можно сослаться также и на восточные аналогии: буддистские
мандалы, или круги, обычно тибетские по своему происхождению. Они представляют
собой, как правило, круглую падму или лотос, в который вписано квадратное
священное здание с четырьмя вратами, указывающими на четыре стороны света и
четыре времени года. В центре находится Будда, чаще всего в соединении с Шивой
и его Шакти или равнозначным символом dorje (молнии) . Эти круги являются
янтрами, или ритуальными орудиями, служащими созерцанию, концентрации и
окончательной трансформации сознания йога в божественное всесознание .
Сколь бы поразительными ни казались эти аналогии, они не вполне нас
удовлетворяют, ибо все они до такой степени подчеркивают значение центра, что
кажутся созданными лишь для того, чтобы выразить важность центральной фигуры. В
нашем же случае центр пуст. Это просто математическая точка. Что же касается
аналогичных кругов, то они символизируют миросозидающее и правящее миром
Божество, либо человека в его зависимости от небесных созвездий. В нашем случае
в качестве символа предстают часы, обозначающие время. Единственным известным
мне аналогом такого символа является изображение гороскопа: у него также есть
четыре кардинальные точки и пустой центр. Отмечу и еще одно любопытное
совпадение: в предшествующих сновидениях неоднократно замечалось, что вращение
происходит обычно справа налево. У гороскопа имеется двенадцать домов, и
движение от одного к другому идет налево, т.е. против часовой стрелки.
Но гороскоп состоит только из одного круга, и, кроме того, в нем нет сочета
|
|