Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
инимаете того, что эта личность 
вам говорит, или не можете поставить себя на ее место, тогда и не судите. 
Genius religiosus (Божественный дух (лат.)) - это ветер, который дышит, где 
хочет. Нет такой архимедовой точки опоры, с позиций которой можно было бы 
судить, ибо психика неотличима от своих проявлений. Психика есть объект 
психологии и, роковым образом, является одновременно субъектом - от этого факта 
нам никуда не деться. 
Некоторые сновидения, выбранные мною в качестве примера "непосредственного 
опыта", для неопытного глаза, безусловно, не представляют собой ничего 
выдающегося. Они неброски, будучи скромными свидетельствами индивидуального 
опыта. Они выглядели бы поинтереснее, если бы я мог представить всю их 
последовательность во всем богатстве символического материала, вынесенного на 
поверхность всем ходом этого процесса. Но даже вся эта серия сновидений не 
сравнится по красоте и выразительности с любой составной частью традиционного 
вероучения. Последнее всегда является результатом, плодом работы множества умов 
на протяжении многих веков. Вероучение очищено от всех странностей, недостатков 
и пороков индивидуального опыта. Но при этом именно индивидуальный опыт, каким 
бы бедным он ни был, обладает одним важным преимуществом: он являет собой 
непосредственную жизнь, несет в себе живое биение пульса дня сегодняшнего. Для 
ищущего истину он убедительнее самой лучшей традиции. Непосредственная жизнь 
всегда индивидуальна, ибо бег жизни индивидуален; все, что связано с индивидом, 
уникально, преходяще, несовершенно - особенно, когда речь идет о сновидениях и 
им подобных продуктах умственной деятельности. Никому другому такие сны не 
приснятся, даже если у многих те же проблемы. Но как не может быть абсолютно 
уникального индивида, так невозможны и абсолютно уникальные по своему качеству 
продукты индивидуального развития. Даже сновидения состоят из в высшей степени 
коллективного материала - точно так же как в мифологии и фольклоре различных 
народов некоторые мотивы повторяются чуть ли не в идентичной форме. Я назвал 
эти мотивы архетипами", под которыми я понимаю формы и образы, коллективные по 
своей природе, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы 
мифов и являющиеся в то же самое время автохтонными индивидуальными продуктами 
бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от 
архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только 
посредством традиции или миграции, но также с помощью наследственности. Эта 
гипотеза необходима, так как даже сложные архетипические образы могут спонтанно 
воспроизводиться без какой-либо традиции. 
Теория предсознательных, изначальных идей никоим образом не является моим 
собственным изобретением, на что указывает уже термин "архетип", принадлежащий 
к первым векам нашей эры . В применении к психологии мы обнаруживаем эту теорию 
в работах Адольфа Бастиана , а затем вновь v Ницше14. Во французской литературе 
Юбер, Мосс и Леви-Брюль высказывали сходные идеи. Я дал лишь эмпирическое 
обоснование теории того, что ранее называлось изначальными, или простыми, 
идеями, "категориями" или "habitudes directrices de la conscience", 
"representations collectives" (Направляющие привычки сознания", "коллективные 
представления" (фр.).) и т. д., путем детального исследования17. 
Во втором из обсуждавшихся выше сновидений мы встречались с архетипом, которому 
я еще не уделял внимания. Это особое сочетание горящих свечей, образующих как 
бы четыре пирамиды. Тут подчеркивается символическая значимость числа четыре, 
поскольку пирамиды занимают место иконостаса, священного образа. Храм 
называется "домом самососредоточенности", поэтому мы можем предположить, что 
этот символ служит для обозначения алтаря. Tetraktys, если воспользоваться 
пифагорейским термином, действительно относится к "самососредоточенности", как 
о том ясно свидетельствует сон пациента. Этот символ появляется и в других 
сновидениях, обычно в форме круга, разделенного на четыре части, в некоторых 
сновидениях пациента из той же серии он принимает также форму неразделенного 
круга, цветка, квадратной площади или комнаты, четырехугольника, глобуса, часов,
 симметричного сада с фонтаном посредине, четырех людей в лодке, в аэроплане 
или за столом, четырех стульев вокруг стола, четырех цветов, колеса с восемью 
спицами, звезды или солнца с восемью лучами, круглой шляпы, разделенной на 
восемь частей, медведя с четырьмя глазами, квадратной тюремной камеры, четырех 
времен года, корзинки с четырьмя орехами, мировых часов с диском, разделенным 
на 4х8-32 подразделения, и т.д.18 
Эти символы четверичности встречаются 71 раз в серии из четырехсот сновидений. 
Данный случай не является чем-то исключительным. Я наблюдал много случаев, где 
встречается число четыре - оно всегда имело бессознательные истоки. Иначе 
говоря, образ приходил в сновидении, а сновидец не имел представления о его 
смысле и никогда ранее не слышал о символическом значении четверицы. Иное дело 
- число три, поскольку Троица представляет собой общепризнанное и доступное 
каждому символическое число. Но четверка нам, в особенности современным ученым, 
говорит не больше, чем любое другое число. Числовой символизм со всей своей 
заслуживающей почтения историей представляет собой область знания, целиком и 
полностью лежащую за пределами сознания нашего сновидца. Если сновидения в этих 
условиях столь настойчиво говорят о важности четверки, то у нас есть полное 
право считать ее происхождение бессознательным. Нуминозный характер четверицы 
очевиден во втором сновидении. Из этого факта мы должны сделать вывод, что 
сновидение указывает на значения, которые мы называем "священными". Так как 
сновидец не в силах проследить связь этого факта с каким-нибудь сознательным 
источником, я применяю сравнительный метод, чтобы выявить значение символики. 
Конечно, в объеме данной книги дать полное представление об этой процедуре 
сравнения невозможно. Я вынужден ограничиться простыми наметками. 
Поскольку многие содержания бессознательного кажутся остатками прошлых 
ментальных состояний, нам нужно вернуться всего
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-