Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
им образом:
 "Молодой охотник застрелил необыкновенного орла и был настолько поражен 
красотой мертвой птицы, что сделал из нес чучело и стал почитать его как фетиш, 
принося ему жертвоприношения. Однажды, когда охотник удалился во время охоты в 
глубь материка, рядом с ним вдруг появились два птицеподобных человека и, 
сказав, что они "посланцы", повели его в страну орлов. Там он услышал глухой 
барабанный шум, и посланцы объяснили, что это бьется сердце матери погибшего 
орла. Затем перед охотником появилась женщина в черном. Она попросила 
организовать праздник орла в его племени в честь ее мертвого сына. Затем 
люди-орлы показали, как это сделать. После этого охотник внезапно оказался на 
том месте, где повстречал посланцев, в совершенно изможденном состоянии. 
Вернувшись домой, он научил соплеменников, как провести большой праздник орла, 
который с тех пор они устраивают регулярно, соблюдая обычай".
  Из этих примеров видно, что ритуал или религиозный обычай может возникнуть 
непосредственно из подсознательного откровения, испытанного отдельным 
индивидуумом. Из этих индивидуальных начинаний в группах, объединенных общей 
культурой, развивается разнообразная религиозная деятельность, пронизывающая 
всю жизнь общества. На протяжении длительного процесса эволюции первоначальное 
переживание под воздействием слов и действий преобразуется, приукрашивается и 
приобретает все более и более отточенную форму. К сожалению, у этого процесса 
кристаллизации есть серьезный недостаток Все большее число людей не имеет 
личного опыта первоначального переживания и может лишь верить рассказам о нем 
учителей и старших. Большинство поэтому не представляет ощущений человека, 
пережившего подобный опыт. Религиозные традиции в их современном виде, 
сложившемся в результате многовековой шлифовки, часто отвергают дальнейшие 
творческие изменения, приносимые подсознанием. Теологи иногда даже защищают 
"истинные" религиозные символы и символические доктрины от вновь открываемых 
подсознанием религиозных впечатлений, отказывая психике в творческой функции. 
При этом забывается, что ценности, за которые они борются, обязаны своим 
возникновением той же самой функции. Без человеческой психики, воспринимающей 
божественные вдохновения и воспроизводящей их в словах или в формах искусства, 
ни один религиозный символ никогда не стал бы реальностью нашей жизни. 
(Вспомним лишь о пророках и евангелистах!).
 Если же кто-нибудь возразит, что религиозная реальность существует сама по 
себе, независимо от нашей психики, я могу лишь ответить такому человеку 
вопросом: "Кто говорит об этом, если не человеческая психика?" Что бы мы ни 
говорили, нам никогда не избавиться от существования психики, потому что мы 
находимся внутри нее, и она является единственным средством, через которое мы 
можем воспринимать реальность.
 Таким образом, недавнее открытие подсознания развеивает навсегда иллюзию, так 
лелеемую некоторыми, будто человек может познать духовную реальность как 
таковую. В современной физике принцип "недетерминированности" Гейзенберга 
развеял заблуждение о том, что мы можем представить абсолютную физическую 
реальность. Открытие подсознания, однако, компенсирует потерю. любимых иллюзий, 
распахивая перед нами необъятное и неизведанное поле деятельности, 
предоставляющее странным образом возможность и для объективных научных 
исследований, и для индивидуальных этических дерзаний.
 К сожалению, как я отмечала в самом начале, практически невозможно передать 
всю реальность переживаемых ощущений в этой новой сфере. Многое здесь уникально 
и частично поддается выражению лишь словами. Также рассеивается иллюзия того, 
что человек может полностью понять другого человека и посоветовать ему, что для 
него оптимально. Впрочем, это компенсируется функцией Самости, тайно 
способствующей взаимному притяжению людей, внутренне близких друг другу.
 Интеллектуальная болтовня сменяется, таким образом, исполненными смысла 
событиями, реально происходящими в нашей психике. Следовательно, серьезное 
вхождение в процесс индивидуации раскрытым выше способом означает для личности 
совершенно новое, отличное от прежнего отношение к жизни. Для ученых это 
означает еще и новый научный подход к внешним фактам. Как это скажется на 
человеческих знаниях и на общественной жизни людей, невозможно предсказать. Но 
для меня кажется очевидным, что открытие д-ром Юнгом процесса индивидуации - 
это факт, с которым будущие поколения должны будут считаться, если захотят 
избежать сползания к застою и деградации.
 
 
 4 Символы в изобразительном искусстве
 Аниэла Яффе
 
 Священные символы: камни и животные
 История символов показывает, что символическое значение может присутствовать в 
чем угодно: в природных объектах (камнях, растениях, животных, людях, горах и 
долинах, в солнце и луне, в ветре, воде, огне) или в произведенных человеком 
вещах (домах, судах, автомобилях) и даже в абстрактных формах (числах, 
треугольнике, квадрате, круге). Фактически весь космос является потенциальным 
символом.
 Человек предрасположен к созданию символов, поэтому он неосознанно преобразует 
в них объекты и формы, тем самым повышая психологический заряд последних и 
используя их в религии и в изобразительном искусстве. Взаимопереплетающаяся 
история религии и искусства, уходящая своими корнями в доисторические времена - 
это хранилище наиболее важных символов наших предков. Даже в наше время, как 
свидетельствует современная живопись и скульптура, взаимосвязь религии и 
искусства продолжает сохраняться.
 Я хотела бы начать обсуждение темы "Символы в изобразительном искусстве" с 
разбора нескольких из них, повсеместно представлявшихся человеку священными или 
таинственными. Затем будет рассмотрен феномен искусства XX века, которое само 
по себе является символом, отражающим психологическое состояние современного 
мира.
 Для иллюстрации природы и характера использования символо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-