Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
ься, что эго было рождено природой не для того, чтобы до 
бесконечности следовать своим собственным непроизвольным импульсам, а для того, 
чтобы помочь психике обрести целостность. Именно эго проливает свет на действие 
всей системы, позволяя ей стать осознанной, а значит, реализованной. Если, 
например, у меня есть художественный дар, не осознанный моим эго, с ним ничего 
не произойдет, как если бы его и не было. Он может реализоваться только в том 
случае, если будет замечен моим эго. Врожденная, но скрытая цельность психики 
не тождественна целостности, уже полностью воплощенной.
 Это можно изобразить следующим образом. Семя горной сосны содержит все будущее 
дерева в латентной форме, но каждое зерно падает в определенное время на 
определенное место, отличающееся от других по таким специфическим свойствам, 
как качество почвы, каменистость, наклон земли, ее открытость солнцу и ветру. 
Латентная целостность сосны в семени реагирует на все эти условия, избегая 
камней и притягиваясь к солнцу, в результате чего происходит рост дерева. Таким 
образом, отдельная сосна постепенно входит в мир, претворяя заложенную в ней 
целостность и являя ее на свет реальности. Без живого дерева образ сосны - не 
более чем потенция или абстрактная идея. Аналогичным образом реализация в 
отдельном человеке его уникальности является целью процесса индивидуации.
 Существует представление, что этот процесс произвольно возникает у человека 
(как и у любого другого живого существа) в подсознании; в результате 
высвобождаются врожденные качества характера. Но, строго говоря, процесс 
индивидуации возможен только в том случае, когда индивидуум знает о нем и 
сознательно поддерживает с ним живую связь. Нам не известно, есть ли у сосны 
представление о своем росте, может ли она наслаждаться или страдать от 
выпадающих ей на долю приключений, но человек определенно способен сознательно 
участвовать в своем развитии. Он даже понимает, что, принимая время от времени 
свободные решения, может активно взаимодействовать со своей врожденной 
целостностью. Это взаимодействие относится к процессу индивидуации в узком 
смысле слова.
 Человек, однако, испытывает нечто такое, что не охватывается нашей метафорой о 
сосновом дереве. Процесс индивидуации шире, чем взаимосвязь между врожденным 
зародышем цельности и событиями, преподносимыми судьбой. Субъективное 
переживание этого процесса создает ощущение, что в созидание активно 
вмешивается какая-то надличностная сила. Иногда чувствуется, будто подсознание 
определяет свой путь в соответствии с тайным замыслом. Создается впечатление, 
словно что-то наблюдает за вами - что-то такое, чего вы не видите, хотя оно 
видит вас - может быть, это Великий человек, таящийся в сердце, который 
высказывает свое мнение о вас через сновидения.
 Но этот творчески активный элемент психического ядра может начать действовать 
только в том случае, когда эго избавится от всех намерений и желаний и 
попытается перейти на более глубокий, приближающийся к самобытному, уровень 
существования. Эго должно быть способно внимательно прислушиваться к внутренней 
устремленности к росту и положиться на нее, не думая, что из этого выйдет. 
Многие философы-экзистенционалисты стремились описать это состояние, но им 
удавалось лишь разоблачить иллюзорность сознания. Они подходили прямо к двери, 
ведущей в подсознание, и... не могли ее открыть.
  В странах с более древней культурой, чем наша, люди лучше понимают, что 
утилитарный подход к сознательному планированию своих поступков не годится для 
пути, ведущего к внутреннему развитию личности. Однажды я встретила пожилую 
даму, не достигшую многого в жизни в смысле материального благополучия. Но ей 
удалось создать хорошую семью с плохим мужем и сформироваться как личность. 
Когда она пожаловалась мне, что ничего не добилась в своей жизни, я рассказала 
ей одну притчу, изложенную китайским мудрецом Чжуан-Цзы. Женщина сразу же 
поняла се идею и почувствовала большое облегчение. Суть притчи такова:
 "Странствующий плотник Каменный увидел во время своих путешествий огромный 
старый дуб, стоящий в поле у алтаря в честь местного божества. Плотник сказал 
своему ученику, залюбовавшемуся дубом: "Это бесполезное дерево. Сделаешь из 
него корабль, он скоро сгниет, смастеришь орудия труда, они сломаются. Из этого 
дерева ты не сможешь сделать ничего полезного, вот почему оно такое древнее".
 Но в тот же вечер, когда плотник лег спать на постоялом дворе, старый дуб 
явился ему во сне и сказал: "Почему ты сравниваешь меня со своими домашними 
деревьями - боярышником, яблоней, грушей, апельсиновым - и всеми другими 
фруктовыми деревьями? Еще до того как на этих деревьях созреют плоды, люди 
набрасываются на них и причиняют им вред, ломая сучья и срывая ветки. Их 
собственные плоды причиняют им вред, и они не могут прожить отведенный им 
природой срок. Это происходит повсюду, вот почему я долгое время старался стать 
совершенно бесполезным. Ты, жалкий смертный! Представь себе, что если бы я был 
полезным во всех отношениях, разве я достиг бы таких размеров? Более того, ты и 
я - создания Божьи, как же может одно создание превозносить себя настолько, 
чтобы осуждать другое? Ты, никому не нужный смертный, что ты знаешь о 
полезности деревьев?"
 Плотник проснулся и задумался над сном. Позже его ученик спросил, почему 
только одно это дерево служило для прикрытия алтаря, на что он ответил:
 "Замолчи! И ни слова больше об этом! Это дерево выросло именно здесь нарочно, 
потому что в любом другом месте люди его бы не пощадили."
 Плотник отчетливо понял свой сон. Ему стало ясно, что простое исполнение 
своего предназначения является величайшим достижением человека и что наши 
потребительские представления должны уступить дорогу требованиям 
подсознательной части нашей психики. В терминах психологии эта метафора звучала 
бы так дерево символизирует процесс индивидуации, давая урок нашему близорукому 
эго.
 Под деревом, исполнившим свое предназначение, нахо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-