|
еем;
тигр и лев мирно лежали рядом с ним, соседствуя с овцой, а волки - с волом и
косулей. Что же все это означает? Несомненно, это означает, что события природы,
благодаря божественному проникновению в их суть, становятся гармонично
упорядоченными изнутри. Свет овладевает всем, умиротворяет все живое, когда
миротворец, олицетворяющий светлые силы природы, славит бога. Орфей - это
воплощение преданности и благочестия; он символизирует такое религиозное
мировоззрение, которое улаживает все конфликты, поскольку вся душа верующего
стремится прочь от них... В этом весь Орфей - добрый пастырь в упрощенном
представлении..."
Как добрый пастырь и миротворец, Орфей уравновешивает дионисийский культ и
христианство, поскольку, как мы видели, и Дионис, и Христос исполняют сходные
роли, хотя и по-разному ориентированные во времени и в пространстве: в одном
случае задействована циклическая религия земного мира, в другом - культ связан
с небесами и носит эсхатологический, то есть конечный, характер. Описанные
картины, отражающие различные аспекты посвящения и взятые из истории религии,
бесконечно повторяются со всевозможными смысловыми оттенками и превращениями в
сновидениях и фантазиях современных людей.
У одной женщины, находившейся в состоянии сильной усталости и депрессии и
проходившей курс психоанализа, было следующее видение:
"Я сижу, согнувшись и съежившись на краю длинного узкого стола в комнате без
окон, напоминающей склеп. На мне лишь длинная белая холстина, свисающая с плеч
до пола. Со мной произошло что-то очень важное. Мне не долго осталось жить.
Перед глазами появляются золотые диски с красными крестами. Я припоминаю, что
когда-то давно я взяла на себя некий обет, продолжающий действовать, где бы я
ни находилась. Я сижу там очень долго. Наконец, я медленно открываю глаза и
вижу сидящего рядом мужчину, собирающегося меня лечить. Он выглядит добрым и
спокойным. Он что-то говорит мне, хотя я ничего не слышу. Похоже, он все знает
о том, где я была. Я осознаю, что выгляжу безобразно: на мне, видимо, лежит
печать скорой смерти. Интересно, не отталкивает ли его это. Я смотрю на него
долгим взглядом, но он не отворачивается. Я вздыхаю с облегчением.
Затем я чувствую легкое прохладное прикосновение ветерка или, может, воды по
всему телу. Я закутываюсь в белое полотно и собираюсь крепко заснуть.
Исцеляющие руки мужчины ложатся на мои плечи. Я смутно вспоминаю, что когда-то
там были раны, но прикосновение его рук, похоже, дает мне силу и исцеление".
Эта женщина ранее терзалась сомнениями по поводу своих первоначальных
религиозных убеждений. Она была воспитана благочестивой католичкой старой
закалки, но с юных лет стала бороться за освобождение от следования формальной
религиозной обрядности, которой придерживалась ее семья. Тем не менее, ей
оставалась близка символика празднеств церковного календаря, которую она очень
глубоко понимала и чувствовала несмотря на все происходящие с ней
психологические изменения. Надо отметить, что в сеансах психоанализа,
проводимых с ней, мне очень помогло это ее активное знание религиозной
символики.
Наиболее значимыми элементами видения, выделенными пациенткой, оказались:
белое полотно, которое она понимала как жертвенное одеяние; склеп, который она
восприняла как могилу; и обет, вызвавший у нее ассоциацию с ощущением
покорности. Этот обет, как она его назвала, означает ритуал посвящения с
рискованным спуском под своды смерти и символизирует ее уход из церкви и семьи,
чтобы по-своему ощутить Бога. Фактически, она повторила в символической форме
путь Христа и, как он, страдала от ран, полученных перед смертью.
Жертвенное одеяние означает власяницу или саван, в который завернули перед
захоронением тело Христа, снятое с креста. В конце видения появляется фигура
целителя, смутно напоминающая меня, ее психоаналитика, но, кроме того,
выступающая в естественной роли друга, знакомого со всеми ее переживаниями. Она
еще не слышит, что он ей говорит, но его руки придают уверенность в
выздоровлении. Его поведение и речь изобличают в нем доброго пастыря, Орфея или
Христа, миротворца и, конечно же, исцелителя. Он на стороне жизни и должен
убедить ее в возможности возвращения из-под сводов смерти. Назвать ли это
возрождением или воскрешением? Может быть, верно и то, и другое, а может - оба
определения неверны. Суть ритуала провозглашается в самом конце: прохлада
ветерка или воды, омывающая ее тело - это очищение от смертного греха, акт
первостепенной важности. В этом подлинная суть крещения.
У той же женщины было другое видение, в котором она чувствовала, что день ее
рождения совпал с днем воскрешения Христа. (Это было для нее гораздо важнее,
чем память о матери, ни разу не подкрепившей ее веру в себя и в свое будущее,
чего она так хотела во время своих детских дней рождения). Это вовсе не
означало, что она отождествляла себя с фигурой Христа. Несмотря на всю его силу
и славу, чего-то недоставало; и как она ни пыталась приблизиться к нему в
молитве, он и его крест так и оставались высоко в небесах, и подняться туда
было выше ее сил.
В этом втором видении вновь встречается восходящее солнце как символ
возрождения, кроме того, в нем появляется новый символ женственности - поначалу
в виде "эмбриона в водянистом мешке". Затем она помогает восьмилетнему мальчику
"миновать опасное место" в реке. В дальнейшем развитии событий она уже больше
не ощущает, что смерть где-то рядом. Она оказалась "в лесу у маленького
весеннего водопада, где все вокруг увито зеленеющей лозой". В ее руках каменный
котелок с весенней водой, в ней плавает немного зеленого мха и несколько фиалок.
Она купается в водопаде. Он сверкает, переливается и льется ровно, как
шелковое полотно - "и я чувствую, будто вернулась в детство".
Смысл этих событий ясе
|
|