|
наличии менопаузы не менее
важно, чем в расцвете юности. В любом возрасте при нарушении союза духовного и
природного может возникнуть этот мотив.
Одной женщине климактерического возраста приснился следующий сон:
"Я в компании нескольких незнакомых мне женщин. Мы спускаемся по лестнице в
каком-то непонятном доме и неожиданно сталкиваемся с обезьяноподобными людьми
зловещей внешности. Они одеты в шкуры с серыми и черными кольцами; хвостатые и
вожделеющие - они ужасны. Мы полностью в их власти, но вдруг я понимаю, что
единственный способ спастись - это не паниковать, не бежать или драться, а
отнестись к этим созданиям по-человечески, в расчете на пробуждение в них
лучших чувств. Один из этих людей-обезьян подходит ко мне, я приветствую его
танцевальным па и начинаю с ним танцевать. Позже я обретаю свыше
сверхъестественную целительную силу. На моих руках умирающий мужчина. Я
пользуюсь то ли соломинкой, то ли птичьим клювом, чтобы вдохнуть ему воздух
через нос, и он начинает дышать вновь".
В течение многих лет семейной жизни и воспитания детей эта женщина вынужденно
забросила свой творческий дар, благодаря которому она в свое время достигла как
писательница пусть неширокого, но реального признания. В то время, когда ей
приснился этот сон, она как раз пыталась заставить себя вернуться к творчеству,
нещадно критикуя себя одновременно с этим за то, что могла бы быть лучшей женой,
подругой и матерью. Сон показал ей проблему на примере других женщин,
переживающих, видимо, сходный переломный период. То, что они спускаются в
нижнюю часть странного дома (то есть с сознательного уровня), означает, как
можно предположить, приближение к некоторому значимому аспекту коллективного
подсознательного с его вызовом принять мужское начало в обличье
получеловека-полузверя, а иначе - Плута, того героя-клоуна, с которым мы уже
встречались в начале первобытного героического цикла.
Войти в контакт с этим человеком-обезьяной и очеловечить его, развивая в нем
все самое лучшее, означало для нее, прежде всего, необходимость смириться с
непредсказуемостью своего естественного творческого духа. Пойдя на это, она
могла бы обрубить свои сложившиеся связи и научиться писать в новом стиле,
более подходящем для второй части ее жизни.
На связь этого порыва с созидательным мужским началом указывает вторая сцена,
в которой она приводит в сознание мужчину, вдувая ему в нос воздух через что-то
напоминающее птичий клюв. Эта процедура скорее может означать потребность в
духовном возрождении, чем эротическое согревающее начало. Эта символика
распространена во всем мире: ритуальный акт привносит творческое веяние жизни в
любое новое достижение,
Сон другой женщины выделяет природное начало в сюжете о Красавице и Чудовище:
"Что-то вроде большого насекомого с вертящимися спиральными лапками, желтое с
черным, залетает или заброшено в окно. Затем оно превращается в невероятное
животное в желтую с черным, как у тигра, полоску, с похожими на медвежьи, но
почти человечьими лапами и заостренной, как у волка, мордой. Оно может
сорваться и причинить вред детям. Все это происходит в воскресенье днем, и я
вижу маленькую девочку в белой форме, идущую в воскресную школу. Нужно позвать
на помощь полицию.
Но вдруг я вижу, что это создание стало наполовину женщиной, наполовину
животным. Оно ласкается ко мне, хочет, чтобы его полюбили. Я понимаю, что это
происходит в сказке или во сне и что только доброта может преобразить его. Я
пытаюсь тепло обнять его, но у меня ничего не выходит, Я отталкиваю его. Но у
меня появляется ощущение, что я должна держать его рядом и привыкнуть к нему.
Тогда, может быть, со временем я смогу поцеловать его."
Эта ситуация отличается от предыдущей. Эту женщину слишком интенсивно увлекла
мужская созидательная функция внутри ее, ставшая навязчивой и рассудочной
("оторвалась от земли"). И до такой степени, что стала мешать ей исполнять
естественным образом свои женские, супружеские обязанности. (Этот сон она
откомментировала следующим образом: "Когда муж приходит домой, мое творческое
начало скрывается и я становлюсь сверхорганизованной домохозяйкой"). Ее сон
принимает неожиданный поворот, когда ее дух, который так плох, преображается в
женщину, которую она должна почувствовать и вырастить в себе; таким способом
она сможет уравновесить свои созидательные интеллектуальные наклонности и
инстинкты, подсказывающие с теплотой относиться к другим людям.
Такое решение подразумевает новое восприятие принципа двойственности природных
сил - жестоких, но вместе с тем добрых, или, как можно сказать в ее случае,
безрассудно смелых и одновременно застенчивых и творчески домовитых. Очевидно,
что эти противоположности можно примирить лишь на крайне сложном психологически
уровне осознания, а пока этого не произошло, они, несомненно, могли бы
навредить той невинной девочке, направляющейся в воскресную школу.
Сон этой женщины можно интерпретировать так: ей необходимо было преодолеть
чересчур наивное представление о самой себе, а для этого не бояться объять всю
гамму своих чувств, зачастую полярных, подобно тому как Красавица была
вынуждена лишиться наивной веры в своего отца, не сумевшего преподнести ей
белоснежную розу своих чувств, не пробудив благую ярость Чудища.
Орфей и Сын Человеческий
"Красавица и Чудовище"-это сказка, напоминающая цветок, который, встретившись
нам в лесной чащобе, настолько изумляет, что какое-то время не замечаешь, к
какому классу, роду и виду он относится. Присущий этой истории элемент тайны
является универсальным компонентом не только мифологических сказаний, но и
ритуалов, изображающих тот или иной миф или породивших его.
Типичным примером такого ритуала и мифа, передающих указанное психологическое
ощущение, являются греко-романский культ Диониса и сменивший его культ Орфея.
Оба этих культа сопровождались
|
|