Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
ессии, то покорности по отношению друг к другу. В 
заключительной сцене все четверо танцоров должны были вонзить саблю себе в 
грудь и погибнуть. Только сновидящий отказался выполнить финальное самоубийство 
и остался стоять в одиночестве после того, как все вокруг рухнули на пол. Он 
чувствовал глубокий стыд за свою трусость, не давшую ему пожертвовать собой 
вместе со всеми.
 Этот сон заставил моего пациента осознать, что он более чем готов изменить 
свое отношение к жизни. Пытаясь достичь иллюзорной безопасности для своей 
личной независимости, он стал эгоцентричен, а внутренне находился во власти 
страхов, вызванных детской зависимостью от матери. Потребовалось бросить вызов 
его мужественности, чтобы он понял, что, не пожертвовав своим детским 
состоянием ума, он так и останется в изоляции, постоянно стыдящимся своих 
поступков. Этот сон и последующее его осмысление рассеяли все сомнения. Он 
прошел через символический обряд, посредством которого молодой человек 
отказывается от своей исключительности и самостоятельности, и принимает 
совместную жизнь с ее привязанностями, а не только героикой. Вскоре он женился, 
и отношения с супругой оправдали его ожидания. Брак вовсе не ослабил его 
отношения с внешним миром, а реально обогатил их.
 Оставив в стороне невротическую боязнь обнаружить притаившихся за пологом 
брака мать или отца-невидимок, можно утверждать, что даже нормальный молодой 
человек имеет все основания чувствовать тревогу перед ритуалом бракосочетания, 
который в сущности является женским обрядом посвящения, где мужчина обречен 
ощущать себя кем угодно, но не героем-победителем. Не удивительно поэтому, что 
в племенных обществах мы встречаем ритуалы, предназначенные для преодоления 
этого страха-такие, как похищение или насилование невесты. Это дает возможность 
мужчине доиграть до конца свою героическую роль перед тем, как окончательно 
покориться невесте и возложить на себя супружеские обязательства.
 Но тема брака настолько многогранна, что у нее имеется и более глубокое 
значение. Речь идет о не только приятном, но и необходимом символическом 
открытии женственной составляющей мужской психики, что не менее важно, чем 
обретение жены. Так что этот архетип - в ответ на подходящие стимулы - можно 
встретить у мужчины любого возраста.
 Не все женщины, однако, уповают на замужество. Одной пациентке, не 
осуществившей свое стремление к карьере, от которой она отказалась из-за очень 
сложного и недолговечного брака, приснилось, что она стоит на коленях напротив 
также коленопреклоненного мужчины. Он держал кольцо, которое хотел надеть ей на 
палец, но она напряженно протянула безымянный палец правой руки - очевидно, 
сопротивляясь этому ритуалу бракосочетания.
 Ее ошибка была очевидна: вместо того, чтобы протянуть безымянный палец левой 
руки (тем самым принимая уравновешенное и естественное отношение к мужскому 
началу), она неправильно предположила, что должна посвятить мужчине всю свою 
осознанную индивидуальность (другими словами, правую сторону личности). 
Фактически же замужество требовало разделить с супругом лишь подсознательную, 
естественную (то есть левую) часть личности, при этом принцип союза имея бы 
символическое, а не буквальное или абсолютное значение. Ее страх был страхом 
женщины, опасающейся потерять свою индивидуальность в крайне патриархальном 
браке, чему она имела все основания сопротивляться
 Тем не менее, священный брак как архетипическая форма имеет особенно важное 
значение для женской психологии, и именно к нему любую девушку готовят в юности 
множество мелких событий, предваряющих процесс инициации и его элементы.
 
 Красавица и чудовище
 Девушки в нашем обществе разделяют мужские героические мифы, поскольку подобно 
юношам им также приходится развивать в достаточной мере свою индивидуальность и 
приобретать образование. Но в их разуме существует более древний пласт, 
проявляющийся, похоже, через чувства с тем, чтобы они все-таки стали женщинами, 
а. не повторяли мужчин. Когда это древнее содержимое психики дает о себе знать, 
современная молодая женщина может подавить его, поскольку оно угрожает лишить 
ее достижений эмансипации: равенства в дружбе и возможности соперничества с 
мужчинами на работе, - одним словом, женских привилегий современности.
 Это подавление может быть настолько успешным, что какое-то время она будет и 
далее отождествлять свои интеллектуальные цели с мужскими, как ее научили в 
школе или колледже. Даже выйдя замуж, она сохраняет некую иллюзию свободы 
несмотря на очевидное подчинение архетипу брака с его безоговорочным 
предписанием стать матерью. Так и возникают, как мы часто видим сегодня, 
конфликты, вынуждающие женщину в конце концов вновь обрести свою схороненную 
женственность, но уже болезненным (хотя в итоге это окупается сторицей) путем.
 Я наблюдал пример этого у молодой замужней женщины, не имевшей еще детей, но 
планировавшей завести одного или двух со временем, поскольку это ожидалось от 
нее. Между тем ее сексуальность была неудовлетворительной. Это расстраивало ее 
и мужа, хотя они и не могли найти этому какого-либо объяснения. Она с отличием 
закончила хороший женский колледж и наслаждалась интеллектуальным общением с 
мужем и другими мужчинами. В то время как эта сторона ее жизни шла в основном 
довольно хорошо, у нее периодически возникали вспышки раздражительности, она 
начинала говорить агрессивно, что отталкивало мужчин и вызывало у нее 
невыносимое чувство неудовлетворенности собой.
 В это время ей приснился сон, который показался ей настолько важным, что для 
его толкования она прибегла к профессиональной консультации. Ей снилось, что 
она стоит в очереди таких же молодых женщин, как она; посмотрев вперед, она 
увидела, что это очередь на гильотину - всем по порядку отрубали гильотиной 
голову. Тем не менее сновидящая, вовсе не испугавшись, осталась в очереди, 
похоже, вполне готовая к такой участи.
 Я объяснил, что это означает, что она готова отказаться 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-