Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
и в конце концов ослабевают от 
злоупотребления своей силой. Ни на небесах, ни на земле уже не остается чудищ, 
которых им надо было бы одолеть, и их агрессивное необузданное поведение 
навлекает на них возмездие. В племени виннебаго рассказывают, что под конец уже 
не было места, которому не угрожала бы опасность их нападения, включая даже 
устои, на которых покоится вся земля. Убийство Близнецами одного из четырех 
животных, подпиравших мир, стало последней каплей чаши: пришло время прервать 
их деятельность. Им полагалась смерть...
 Таким образом, и в цикле Красного Рога, и в цикле Близнецов мы встречаемся с 
темой жертвы или смерти героя, необходимой для излечения от hybris - гордости, 
наказывающей самое себя. Похоже, что в примитивных обществах, уровень культуры 
которых соответствует циклу Красного Рога, смертельную опасность пытались 
упредить искупительными жертвоприношениями, причем на алтарь приносилась 
человеческая жизнь. Эта тема имеет огромную символическую значимость и 
постоянно всплывает в человеческой истории. Возможно, индейцы виннебаго подобно 
ирокезам и некоторым алгонкинским племенам ели человеческое мясо в качестве 
тотемного ритуала, способствующего укрощению их индивидуалистических и 
деструктивных побуждений.
 В случаях предательства или поражения героя, встречающихся в европейской 
мифологии, тема ритуального жертвоприношения звучит более специфично - как 
наказание за гордыню. Но виннебаго, как и индейцы навахо, не заходят столь 
далеко. И хотя Близнецы погрязли в грехах, заслужив наказание смертью, они сами 
настолько испугались своего безответственного могущества, что согласились жить 
в состоянии постоянного покоя: конфликтующие стороны человеческой природы вновь 
были приведены к равновесию.
 Я намеренно дал подробное описание этих четырех типов героя, потому что здесь 
ясно видна канва, встречающаяся как в исторических мифах, так и в героических 
снах современного человека. Имея это в виду, мы можем рассмотреть следующий сон 
пациента средних лет, на примере толкования которого становится понятно, как 
знание мифологии может помочь психоаналитику найти для пациента ответ в 
ситуации, которая в ином случае показалась бы неразрешимой загадкой. Этому 
человеку снилось, что он был в театре, причем в качестве "важного зрителя, к 
мнению которого прислушиваются". В происходящем на сцене действии, на 
пьедестале, окруженном людьми, сидела белая обезьяна. Дальше пациент рассказал 
следующее:
 "Сопровождающий меня сотрудник объяснял мне основную идею представления. 
Молодого моряка испытывают на выносливость - он должен выдержать ледяной ветер 
и избиения, Я начал возражать, что белая обезьяна - вовсе не моряк, но в этот 
самый момент встал молодой человек в черном, и мне показалось, что он, видимо, 
и есть герой представления. Однако другой приятный молодой человек бросился к 
алтарю и распластался на нем. На его голой груди делают какие-то отметки, 
готовя его к жертвоприношению.
 Затем я оказываюсь на платформе с несколькими другими людьми. Мы могли бы 
спуститься по маленькой лесенке, но я не решаюсь, потому что внизу стоят двое 
молодых силачей, и я думаю, что они нас остановят. Но когда женщина из нашей 
группы без приключений спускается, я вижу, что опасности нет, и все мы следуем 
за ней вниз".
 Прежде всего, следует принять во внимание, что такого рода сон нельзя быстро и 
просто истолковать. Его следует осторожно разгадывать, чтобы обнаружить и его 
связь с личной жизнью сновидца, и его более широкие символические значения. 
Пациент, которому он приснился, был физически зрелым мужчиной. Карьера его шла 
удачно, и, судя по всему, он был неплохим мужем и отцом. Тем не менее, он 
психологически был все еще незрел и не вышел из юношеской стадии развития. 
Именно его психическая незрелость вносила в его сны элементы героического мифа, 
которые до сих пор оставались притягательными для его воображения, хотя и давно 
исчерпали свое значение с точки зрения реальностей его повседневной жизни.
 В этом сне мы видим целый ряд персонажей, театрально представляющих разные 
стороны того, кто, как ожидает сновидец, окажется настоящим героем. Первый 
персонаж - белая обезьяна, второй - моряк, третий - молодой человек в черном, 
четвертый, и последний - "симпатичный молодой человек". В начале представления, 
которое, как предполагается, показывает испытание матроса, сновидец видит 
только белую обезьяну. Человек в черном неожиданно появляется и так же 
неожиданно исчезает. Сначала он контрастирует с белой обезьяной и затем 
ненадолго перепутывается с настоящим героем. (Такая путаница - обычное для 
сновидений явление. Как правило, подсознание не балует сновидящего ясными 
образами, и ему приходится извлекать искомый смысл из сменяющих друг друга 
контрастов и парадоксов).
 Важно, что эти персонажи появляются в ходе театрального представления, и 
похоже, что этот контекст прямо указывает на лечение сновидца методом 
психоанализа. "Сопровождающий", о котором он упоминает, и является, по-видимому,
 его психоаналитиком. Тем не менее, он видит себя не как пациента, которого 
лечит врач, а как "важного посетителя, к мнению которого прислушиваются". С 
этой выгодной позиции он наблюдает персонажей, ассоциирующихся у него с опытом 
взросления. Белая обезьяна, например, напомнила ему о мальчишеских играх, 
временами необузданных, в возрасте от семи до двенадцати лет. Моряк навел на 
мысль о безрассудной смелости ранней юности, как, впрочем, и о сопутствующих ей 
наказаниях - "битье" за безответственные проделки. Молодой человек в черном не 
вызвал у сновидца каких-либо ассоциаций, зато симпатичный молодой человек, 
которого вот-вот должны принести в жертву, напомнил ему о доходящем до 
самопожертвования идеализме поздней юности.
 На этой стадии возможно сопоставить исторический материал (или архетипические 
образы ге
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-