Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
ением целостной психики, более глубокой и полной самобытности, 
служащей для индивидуального эго источником нехватающей ему силы. Их особая 
роль позволяет предположить, что основное назначение героического мифа состоит 
в развитии индивидуального самосознания, то есть в осознании своих сильных и 
слабых сторон с тем, чтобы подготовиться к преодолению нелегких жизненных 
коллизий. Как только вы справляетесь с первым серьезным испытанием и вступаете 
в фазу зрелой жизни, героический миф теряет для вас свое значение. 
Символическая смерть героя знаменует таким образом достижение зрелости.
 До сих пор я говорил о законченном героическом мифе, в котором подробно 
описывается полный жизненный цикл - от рождения и до смерти. Кроме того, важно 
знать, что каждой из стадий этого цикла соответствуют отдельные виды 
героических историй. Каждая из них описывает определенный этап, достигнутый 
личностью в развитии своего самосознания, и трудности, с которыми индивид 
сталкивается на этом этапе. Другими словами, эволюция образа героя отражает 
каждую стадию развития человеческой личности.
 Эту идею будет легче понять, разобрав ее в схематическом виде на примере 
сказаний малоизвестного племени североамериканских индейцев виннебаго, 
поскольку там достаточно четко выделяются четыре различные стадии эволюции 
героя. В этих историях, опубликованных д-ром Полом Радиным в 1948 году под 
названием "Героические циклы виннебаго", заметно явное продвижение от 
простейшего представления о герое к самому глубокому. Подобное развитие 
характерно и для других героических циклов. Хотя символические персонажи 
выступают в них, разумеется, под разными именами, они играют сходные роли, что 
будет понятнее при разборе этого конкретного примера.
 Д-р Радин выделил четыре разных цикла в развитии героического мифа, обозначив 
их как цикл Плута, цикл Зайца, цикл Красного Рога и цикл Близнецов. Он очень 
верно передал психологию этого развития следующими словами: "Здесь представлены 
наши попытки бороться с проблемами взросления, опираясь на вымышленный мир 
вечной сказки".
 Цикл Плута связан с самым ранним возрастом, когда человек наименее развит. 
Плут - это персонаж, чье поведение определяют его физические потребности, у 
него детский склад ума. Не имея других желаний кроме удовлетворения своих 
первичных потребностей, он жесток, циничен и бесчувственен. (Известные истории 
о братце Лисе и братце Кролике сохранили основные элементы мифа о Плуте). Этот 
персонаж, принимающий вначале облик животного, переходит от одного озорного 
проступка к другому. Но по мере того, как он это делает, с ним происходит 
перемена. В конце своих плутовских приключений он начинает внешне походить на 
взрослого человека.
 Следующий персонаж-Заяц. Он, как и Плут (американские индейцы часто наделяют 
его чертами койота), сначала появляется в зверином обличье. Он также не обрел 
еще зрелости в ее человеческом понимании, но выступает тем не менее в роли 
основателя человеческой культуры - в роли Преобразователя. Виннебаго верят, что 
Заяц, дав им знаменитый лечебный обряд, стал их спасителем, как, впрочем, и 
героем их культуры. Этот миф был настолько укоренившимся, сообщает доктор Радин,
 что индейцы, практикующие ритуал пейоте, упорно не хотели отказываться от 
Зайца, когда в племя стало проникать христианство. Заяц сливался у них с 
образом Христа, и некоторые из них доказывали, что Христос им не нужен, 
поскольку у них уже есть Заяц. Этот архетипический персонаж представляет собой 
явное продвижение вперед по сравнению с Плутом. Заметно, что он становится 
общественным существом, корректирующим свои инстинктивные и инфантильные 
устремления, которые мы видели в цикле Плута.
 Красный Рог, третий в этой серии героических персонажей - личность 
двусмысленная. Говорят, что он младший из десяти братьев. Как и полагается 
архетипическому герою, он побеждает на скачках и достойно проявляет себя в 
сражении. Его сверхчеловеческие способности доказываются победой над великанами,
 которых он превосходит как хитростью (при игре в кости), так и силой (в боевом 
поединке). У него есть могущественный спутник в обличье гром-птицы, которую 
зовут "Несущая бурю". Ее сила компенсирует любую возможную слабость Красного 
Рога. С этим героем мы вступаем в очень древний мир, в котором помощь 
сверхчеловеческих сил или богов-покровителей должна гарантировать победу 
человека над окружающими его силами зла. В конце истории героическая бог-птица 
покидает Красного Рога, оставляя его с сыновьями на земле. Теперь угроза 
человеческому счастью и безопасности исходит от самого человека.
 Эта основная тема (возникающая и в последнем цикле - Близнецов) поднимает 
жизненно важный вопрос: насколько долго люди могут преуспевать, не становясь 
жертвами своей собственной гордости или, в мифологических терминах, зависти 
богов?
  Хотя Близнецов называют сыновьями Солнца, они все-таки люди, составляющие 
вкупе единую личность. Первоначально они были объединены в лоне матери, а при 
рождении их насильно разделили. Тем не менее, они принадлежат друг Другу, и 
необходимо, хотя это и чрезвычайно трудно, объединить их вновь. У 
Близнецов-детей две стороны человеческой натуры. Одна из них, Плоть, - 
уступчива, мягка и безынициативна; другая, Задира, -динамична и настроена 
по-бунтарски. В некоторых героических историях о Близнецах эти их качества 
настолько облагорожены, что один персонаж выглядит как интроверт, чья главная 
сила заключена в его способности к рефлексии, а другой - как экстраверт, 
носитель действия, могущий вершить великие дела.
 В течение долгого времени эти два героя непобедимы, успех сопутствует им как 
поодиночке, так и совмещенным в одном образе-лице. Тем не менее, как и 
боги-воители в мифологии индейцев навахо, о
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-