Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
я часть психики. Идеи Зигмунда Фрейда укрепили существующее у 
большинства людей презрение к психике. До него психику просто не брали в расчет,
 ей пренебрегали, теперь же она превратилась в свалку безнравственности.
 Это бытующее теперь мнение, безусловно, несправедливо и односторонне. Оно даже 
не увязывается с известными фактами. Наши нынешние знания о подсознательном 
показывают, что это-природный феномен и как таковой является, по меньшей мере, 
нейтральным. Оно содержит все стороны человеческой натуры: свет и тьму, 
прекрасное и безобразное, добро и зло, мудрость и глупость. Изучение символов, 
порождаемых как индивидуально, так и общностями людей, - огромная задача, и 
отнюдь еще не решенная. Однако начало, наконец, положено. Первые полученные 
результаты вдохновляют, поскольку они, похоже, подсказывают ответы на многие из 
не решенных доныне вопросов, волнующих сегодня человечество.
 
 
 2 Древние мифы и современный человек
 Джозеф Л. Хендерсон
 
 Извечные символы
 История первобытных времен переосмысливается сегодня заново благодаря анализу 
символов, образов и мифов, дошедших до нас из глубины веков и переживших 
древнего человека. Чем дальше археологи продвигаются в глубь веков, тем больше 
мы понимаем, что важны не сами исторические события, а оставляемые ими следы - 
изваяния, рисунки, храмы и языки, повествующие о старинных верованиях. Другие 
символы открывают нам филологи и историки религии, переводя эти верования на 
язык понятных современных идей. Третьи вводятся в употребление антропологами 
культуры. Они показывают, что в ритуалах или мифах маленьких племенных 
сообществ, существующих, не меняясь столетиями, на задворках цивилизации, можно 
обнаружить композиции все тех же символов.
 Все эти исследования помогли исправлению однобокого представления о том, что 
символы -дело далекого прошлого, которое касается лишь отставших в развитии 
племен и не имеет отношения к современной жизни с ее проблемами. В Лондоне или 
в Нью-Йорке обряд плодородия эпохи неолита воспринимается нами как архаическое 
суеверие. Если кто-то утверждает, что у него было "видение" или что ему "явился 
голос", мы не думаем, что этот человек святой или оракул, а считаем, что у него 
умственные отклонения. Читая мифы Древней Греции или сказания американских 
индейцев, мы не обнаруживаем какой-либо связи между ними и нашим отношением к 
"героям" или происшествиям современности. Между тем, такая связь существует, и 
символы, в которых она выражается, не потеряли своего значения для человечества.

 Школа аналитической психологии д-ра Юнга является в наше время одним из 
немногих научных центров, сделавших значительный вклад в изучение и переоценку 
таких извечных символов. Она помогла развеять ничем не обоснованное 
представление, согласно которому первобытный человек отличался от современного 
тем, что символы для него были естественной частью повседневной жизни, тогда 
как для современника они как будто бессмысленны и никчемны.
 Как указывал д-р Юнг в предыдущей главе этой книги, человеческий разум 
обладает собственной историей, а психика сохраняет много следов от предыдущих 
стадий своего развития. Более того, содержимое подсознания оказывает 
формирующее воздействие на психику. Сознательно мы можем его игнорировать, но 
подсознательно мы реагируем на него и на ту символическую оболочку, включая сны,
 в которой это содержимое преподносится.
 Человек может считать, что его сны произвольны и не связаны между собой. Но 
если в течение длительного периода времени последовательно изучать все его сны, 
психоаналитик заметил бы, что их символика образует некую осмысленную 
композицию. Разобравшись в ней, пациент в конечном счете может обрести новое 
отношение к жизни. Некоторые символы в таких снах имеют своим источником то, 
что д-р Юнг называл "коллективным подсознательным". Это часть психики, 
сохраняющая и передающая общее для всего человечества психологическое наследие. 
Такие символы настолько далеки от современного человека, что он не способен 
самостоятельно их понять или усвоить.
  Именно в этом и может быть полезен психоаналитик. Возможно, пациента надо 
освободить от бремени устаревших и ставших неуместными символов. Или, может 
быть, ему надо раскрыть непреходящую ценность старого символа, вовсе не 
умершего, а стремящегося возродиться в современной форме.
 Прежде чем психоаналитик сможет продуктивно исследовать вместе с пациентом 
значение его символов, он сам должен как следует разобраться в их происхождении 
и значении. Дело в том, что аналогии с сюжетами древних мифов, возникающие в 
сновидениях современных людей, вовсе не поверхностны и не случайны. Они 
возникают, потому что подсознательная часть разума современного человека 
сохраняет способность создания символов, некогда находившую выражение в 
верованиях и ритуалах первобытных людей. Эта способность все еще играет для 
психики жизненно важную роль. Мы зависим в большей степени, чем думаем, от 
посланий, которые получаем с помощью таких символов, оказывающих воздействие, и 
на наши убеждения, и на поведение.
 Во время последней войны, например, обнаружился возросший интерес к 
произведениям Гомера, Шекспира и Толстого. Люди заново перечитывали и открывали 
для себя те места, в которых передавалось вечное, архетипическое значение войны.
 Да и у читателя, не пережившего накала эмоций, характерного для военных лет, 
они вызывают гораздо более глубокий отклик, чем можно было бы ожидать. Сражения 
у стен Трои были совсем не похожи на битвы при Ажинкуре или под Бородино.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-