Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Значение сновидений
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
что они предлагают 
mungu свои души, так как дыхание (жизни) и плевок означают субстанцию души. 
Подышать или плюнуть на что-либо всегда считалось магическим действием. Так, 
Иисус вылечил незрячего, поплевав ему на глаза. Таким же образом сын умирающего 
отца ловит ртом его последний выдох, чтобы душа его переселилась к нему. Весьма 
маловероятно, что этим африканцам когда-либо в прошлом было более понятно 
значение упомянутой церемонии. В действительности скорее всего их пращуры знали 
еще меньше, потому что их поступки были менее осознанными.
 Как говорит гетевский Фауст "Im Anfang war die Tat" (В начале было дело). 
"Дела" никогда не изобретались, а делались; а вот мысли - сравнительно позднее 
открытие человека. Сначала к совершению "дел" его подталкивали неосознаваемые 
факторы. Прошло много времени, прежде чем он начал задумываться над причинами, 
побуждающими его к действию. Наконец, еще больше времени потребовалось, чтобы 
дойти до абсурдной идеи, будто действует он сам, то есть его разум не 
воспринимает никаких побуждений, кроме своих собственных.
 Мы бы посмеялись над предположением об изобретающем самого себя растении или 
животном. Тем не менее находятся люди, считающие вполне серьезно, что психика 
или разум изобрели себя сами, став тем самым своими создателями. На самом деле 
разум обрел нынешнее состояние сознания путем развития - так же, как из желудя 
получается дуб, а из ящеров - млекопитающие. Он очень долго развивался, и 
процесс этот не прекращается и теперь. Это означает, что нами движут как 
внутренние, так и внешние стимулы.
 Эти внутренние побуждения вырастают из глубин, не имеющих отношения к сознанию 
и не контролируемых им. В древних мифах эти силы назывались mana, или духами, 
демонами, даже богами. Они так же активны сегодня, как и в былые времена. Если 
они совпадают с нашими желаниями, то мы говорим, что у нас хорошее предчувствие 
или импульс, и радуемся своей проницательности. Если они направлены против нас, 
то мы говорим, что нам не везет, или что кто-то ополчился против нас, или что 
жизнь вступила в черную полосу. Единственное, что мы отказываемся признать, - 
это нашу зависимость от "сил", лежащих за пределами нашего контроля.
 Вместе с тем нельзя отрицать, что за последнее время цивилизованный человек 
приобрел некоторую силу воли, которой может распоряжаться по своему усмотрению. 
Он научился эффективно работать, не прибегая к песнопениям и барабанному бою, 
которые ранее вводили его гипнотическим путем в состояние готовности к работе. 
Он может даже обойтись без ежедневной молитвы о Божьей помощи. Он может 
выполнить то, что наметил, как и перейти без помех от слов к делу - в отличие 
от первобытного дикаря, каждый шаг которого тормозили страхи, предрассудки и 
другие невиданные препятствия. Предрассудком же современного человека является 
девиз: "Воля решает все".
 За свои убеждения, однако, современному человеку приходится расплачиваться 
весьма чувствительным образом - он все менее может разобраться в самом себе. Он 
не видит, что при всей его рациональности и всем умении им руководят 
неконтролируемые "силы". Его боги и демоны вовсе не исчезли, они получили новые 
имена. Неуемность, смутные предчувствия, психологические осложнения, ненасытная 
тяга к пилюлям, спиртному, табаку, еде и, прежде всего, множество неврозов - не 
дают ему продыху.
 
 Душа человека
 Сознание цивилизованного человека - это часть психики, надежно отделившаяся от 
первичных инстинктов, которые, впрочем, никуда не делись. Они лишь утратили 
контакт с сознанием и вынуждены напоминать о себе окольными путями. Например, 
через симптомы невроза или такие неожиданности, как забывчивость, оговорки, 
безответственное поведение.
 Человеку нравится считать себя хозяином своей души. Но коль скоро он не 
способен контролировать свои настроения и эмоции или осознавать мириады тайных 
путей (способов), которыми образования подсознательного пользуются, чтобы 
добиться от нас нужного им решения или порядка, он определенно не может 
считаться хозяином своей судьбы. Эти неосознаваемые факторы существуют 
благодаря самостоятельности архетипов. Современный человек защищает самого себя 
от столкновения с собственной раздвоенностью путем создания системы 
изолированных участков, где он размещает в определенном порядке происходящие с 
ним и вокруг него события. Тем самым они как бы хранятся в разных ящичках и не 
пересекаются.
 Как пример такой "ящичной" психологии я хотел бы рассказать об алкоголике, 
попавшем под благотворное влияние одного религиозного движения, который бьи так 
вдохновлен энтузиазмом его участников, что забыл на время о выпивке. Этим 
незамедлительно воспользовались бойкие клерикалы, громогласно заявив о чудесном 
исцелении, подтверждающем божью милость или эффективность их работы. Однако 
несколько недель спустя новизна публичных покаяний для пьянчужки стала блекнуть,
 и ему потребовалось горячительное для подкрепления. Он опять напился, а его 
религиозные благодетели решили, что случай неисправимый, явно не подходящий для 
божественного вмешательства, и сдали его в лечебницу, рассудив, что врач 
разберется лучше, чем Создатель.
 Описанная черта современного "цивилизованного" мышления заслуживает более 
основательного изучения. Ведь она свидетельствует, что разлад личности и 
психологическая сумятица достигли угрожающего уровня. Если взглянуть на 
мгновение на человечество как на отдельную личность, то мы увидим, что его 
несут по течению неосознаваемые силы, и оно тоже склонно запрятывать некоторые 
проблемы подальше по разным ящикам стола. Вот почему нам следует основательно 
поразмыслить над тем, что мы делаем. Ведь человечеству угрожают им же 
порожденные проблемы, представляющие смертельную опасность и выходящие из-под 
его контроля. Наш мир так же раздвоен, как внутренний мир невротика, и условной 
разделительной чертой является Железный занавес. Зная об агрессивном стремлении 
к госпо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-