|
ми воображение картинками, сразу же напомнившими мне
увиденные во сне. Поскольку открытие заново принципов алхимии стало важной
частью моей работы в новых областях психологии, то мотив моего повторяющегося
сна становится легко объяснимым. Дом, конечно, символизировал мою личность и
сферы ее осознанного интереса, а неизвестное крыло предвещало новый круг
интересов и исследований, о чем сознательный разум в то время еще не подозревал.
С того времени прошло тридцать лет, но того сна я больше ни разу не видел.
Анализ сновидений
Эту книгу я начал с выявления различий между знаками и символами. Знак всегда
меньше, чем представляемое им понятие, тогда как символ всегда заключает в себе
больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение. Более того, символ
- это естественный и спонтанно возникающий продукт. Ни один гений не брался за
перо или кисть со словами; "Ну, сейчас я сотворю какой-нибудь этакий символ".
Ни один человек не может взять более или менее рациональную мысль, полученную
путем логических умозаключений или направленным усилием, и придать ей
"символическую" форму. В какие бы фантастические одежды ни облечь ее, она
останется знаком, прикрывающим стоящую за ним рациональную идею, а не символом,
таящим в себе что-то неведомое. Сны спонтанно порождают символы, поскольку сами
случаются, а не изобретаются. Поэтому они являются основным источником всех
наших знаний о том, что входит в понятие "символичность".
Я должен отметить, однако, что символы появляются не только во сне, но и в
любых психических проявлениях. Бывают символические чувства и мысли, действия и
ситуации. Зачастую создается впечатление, что даже неживые объекты
взаимодействуют с подсознанием, создавая повторяющиеся символические ситуации.
Известны многочисленные факты, достоверность которых не вызывает сомнений,
когда часы останавливались после смерти их владельца. Один такой случай
произошел с маятниковыми часами Фридриха Великого во дворце Сан-Суси: они
перестали идти после кончины императора. Известны также аналогичные случаи,
когда с приходом смерти разбивается зеркало или падает картина, или когда при
сильном эмоциональном возбуждении одного из живущих в доме происходят мелкие,
но необъяснимые поломки.
Хотя скептики отказываются верить в подобные истории, они, тем не менее, время
от времени происходят. Одно только это должно было бы стать серьезным
доказательством их психологического значения. Существует, кроме того, ряд
символов (в том числе и важнейшие из них), которые по своей сущности и
происхождению являются не индивидуальными, а коллективными. Это главным образом
религиозные образы. Верующие считают их возникновение божественным - через
"откровения". Скептики же категорически утверждают, что их просто придумали. Не
правы ни те, ни другие.
Скептики верно отмечают, что религиозные символы и концепции веками являлись
объектом заботливой и вполне сознательной работы по их усовершенствованию. Так
же верно и утверждение верующих о том, что их первоисточник настолько глубоко
сокрыт под таинственным покровом прошлого, что кажется, будто они имеют
нечеловеческое происхождение. В действительности они есть "коллективные
представления", порожденные первобытными снами и творческими фантазиями, и как
таковые являются спонтанно и непреднамеренно возникшими проявлениями, никем
специально не придуманными.
Этот факт, как будет разъяснено ниже, имеет непосредственное и особенное
отношение к толкованию сновидений. Очевидно, что человек, придерживающийся
мнения о символическом характере снов, будет толковать их иначе, чем тот, кто
считает, что мысль или эмоция, несущая основной заряд энергии, заранее известна
и лишь "маскируется" сном. В последнем случае толковать сны бессмысленно, ибо
вы обнаружите лишь то, что заранее вам известно.
Именно по этой причине я всегда говорил ученикам: "Научитесь всему, что
известно о символичности, и забудьте об этом при анализе конкретного
сновидения". Этот совет настолько полезен и практичен, что я взял за правило
напоминать самому себе, что я никогда не пойму чужой сон настолько, чтобы верно
его истолковать.
Я делал так с целью остановки потока моих собственных ассоциаций и реакций,
которые в противном случае могли бы затмить неуверенную и нестабильную реакцию
пациента. Работа по исследованию содержания сна и точному определению его
посыла (то есть помощи подсознания сознанию) имеет огромное терапевтическое
значение и должна проводиться максимально тщательно.
Это место хорошо иллюстрирует сон, приснившийся мне еще во времена совместной
работы с Фрейдом. Мне приснилось, что я нахожусь у себя дома, скорее всего на
втором этаже, в уютной приятной гостиной, меблированной под XVIII век. Меня
поразило, что я никогда не видел этой комнаты раньше, и я заинтересовался, что
из себя представляет первый этаж. Спустившись вниз, я увидел мрачноватые
апартаменты с обшитыми деревом стенами и внушительной мебелью XVI века, а может,
даже более старинной. Мое удивление и любопытство усилились. Я захотел изучить
весь дом и спустился в подвал. Там была дверь, за которой оказались каменные
ступени, ведущие в большую комнату, походящую на склеп. Ее пол был покрыт
здоровенными каменными плитами, а стены казались очень древними. Изучив кладку,
я обнаружил, что раствор перемешан с кирпичной крошкой. Это явно были
древнеримские стены. Мое возбуждение усилилось. В углу помещения одна из плит
оказалась с металлическим кольцом. Приподняв ее, я увидел узкую череду ступеней,
ведущих в какую-то пещеру, напоминавшую доисторическое захоронение. На полу
виднелись два черепа, остатки костей, обломки битой посуды. На этом я проснулся.
Если бы Фрейд, анализируя этот сон, стал бы по моей методе изучать вызванные
им ассоциации, а также подтекст сновидения, то чего бы только он не услышал -
но, увы, он на
|
|