Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг К. Г. - Проблемы души нашего времени
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-
 
 Однако можно пойти и другим путем. В местности Китоши, южнее Элгона, я 
совершил экскурсию по лесу Кабрас. Там в густой траве я чуть не наступил на 
гадюку. В последний момент я все же сумел через нее перепрыгнуть, Днем с охоты 
на куропаток возвратился мой друг, смертельно бледный и дрожащий, словно в 
лихорадке: по дороге домой его едва не укусила семифутовая мамба, бросившаяся 
на него из-за термитника. Безусловно, это стоило бы ему жизни. Все же в 
последний момент он сумел в нескольких шагах от себя ранить змею, выстрелив в 
нее из ружья. В девять часов вечера наш лагерь подвергся нападению стаи 
голодных гиен, которые днем раньше уже разорвали одного человека, напав на него,
 когда он спал. Не обращая внимания на огонь, они проникли в хижину нашего 
повара, и тот с диким воплем скрылся за перегородкой. В дальнейшем за все время 
нашего путешествия не было больше ни одного происшествия. Такой день был 
предметом для размышлений моих туземцев. Для нас это простое нагромождение 
случайностей, для них - естественное исполнение предзнаменования, то есть 
события, которое произошло еще в первые дни нашего путешествия в глухие места. 
Случилось так, что мы и наша повозка свалились в ручей вместе с мостом, по 
которому мы в тот момент переправлялись. Выражение лиц у моих боев было такое, 
словно они хотели сказать: "Да, хорошее начало". К тому же разразился 
тропический ливень, который промочил нас насквозь и вызвал у меня температуру, 
не спадавшую несколько дней. Вечером того дня, о котором я начал рассказывать, 
все еще находясь под впечатлением случившегося, я не удержался, чтобы не 
сказать своему другу, охотнику: "Мне начинает казаться, что все это началось 
уже намного раньше. Помнишь сон, который ты рассказал мне еще в Цюрихе, прямо 
перед нашим отъездом? " Ему тогда приснился крайне впечатляющий, кошмарный сон, 
будто бы он находится в Африке на охоте и на него неожиданно набрасывается 
гигантская мамба. Он проснулся с громким криком ужаса. Сон произвел на него 
огромное впечатление, и тут он мне признался, что, по его мнению, это должно 
было означать смерть одного из нас. Он, разумеется, имел в виду мою смерть, ибо 
настоящим другом, как мы надеемся, всегда является другой. Однако именно он 
впоследствии тяжело заболел малярией, из-за чего едва не оказался на краю 
гибели.
 Здесь, где нет змей и малярийных комаров, этот упомянутый мною разговор совсем 
не впечатляет. Но вспоминаются бархатно-голубая тропическая ночь, гигантские 
деревья, погружающие все в темноту, загадочные голоса ночных далей, одинокий 
огонь, прислоненные рядом заряженные ружья, противомоскитные сетки, 
приготовленная для питья болотная вода и, кроме того, чувство, которое один 
старый, хорошо знающий свою страну африканец облек в слова: "You know, this 
isn't man's - it's God's country" (Знаешь, эта страна не для человека - она 
принадлежит Богу (англ.) - Перев.). Там царь не человек, а природа, животные, 
растения и микробы. Такое настроение там вполне естественно, и начинаешь 
осознавать, что зарождаются связи, над которыми раньше мы бы просто посмеялись. 
Это мир неограниченных произвольных сил, с которым первобытный человек имеет 
дело ежедневно. Необычное -для него - это не шутка. Из него он извлекает свои 
выводы: "это нехорошее место", "день неблагоприятен" - и кто знает, скольких 
опасностей он избегает благодаря такому предостережению!
 "Magic is the science of jungle". Предзнаменование побуждает к 
незамедлительному изменению прежней деятельности, отказу от запланированных 
мероприятий, изменению психологической установки. То есть к исключительным 
мерам, имеющим высшую целесообразность, принимая во внимание группирование 
случайностей и учитывая свойственную первобытному человеку полную 
неосознанность психической каузальности. Благодаря одностороннему предпочтению 
так называемых естественных причин мы научились отделять 
субъективно-психическое от объективно-природного. Психика первобытного человека,
 напротив, сосредоточена снаружи, в объектах. Не он удивлен, а просто объект 
является маной, наделенной волшебной силой, поэтому все то невидимое 
воздействие, которое мы бы назвали суггестией и силой воображения, поступает - 
для него - извне. Его земля не является ни географической, ни геологической, ни 
политической. Она содержит в себе его мифологию и религию, его мышление и 
чувствование, поскольку первобытный человек всего этого не осознает. Его страх 
локализован в определенных "нехороших" местах. В каждом лесу обитают духи 
усопших. Та пещера содержит демонов, которые набрасываются на каждого, кто туда 
входит. В той горе живет огромная змея, в том холме находится гробница 
легендарного вождя, от того источника, от тех скал или дерева беременеют все 
женщины, у того брода стоят на страже демоны-змеи, то большое дерево имеет 
голос, который манит к себе некоторых людей. У первобытного человека нет 
психологии. Психическое является объективным и происходит вовне. Даже его 
сновидения являются реальностью, или же он не обращает на них никакого внимания.
 Например, мои жители Элгона совершенно серьезно утверждали, что у них вообще 
нет сновидений, они есть только у колдуна, Когда я спросил одного из них, он 
сказал, что у него их нет с тех пор, как в стране появились англичане. Да, у 
его отца еще были сновидения, он знал, куда переселяются стада, где есть коровы 
с телятами, когда будет война или чума. Теперь все знает District Commissioner 
(Окружной комиссар (англ.) - Перев.), a им ничего не известно. Он был так же 
покорен судьбе, как некоторые папуасы, которые полагают, что большая часть 
крокодилов перешла к английской администрации. Один туземный каторжник 
скрывался от властей и при попытке перебраться через реку был сильно изувечен 
крокодилом. Отсюда туземцы заключили, что это, наверное, был 
крокодил-полицейский. Теперь во время сна Бог разговаривает не с шаманами, но с 
англичанами, поскольку именно англичане обладают властью, функция ясновидения 
перешла к другим. Иногда их души тоже кочуют, а шаман, словно птиц, ловит их в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-