|
бессознательному или объекту. Вот почему ощущающий тип является антиподом
интуитивного. К сожалению, время не позволяет мне вдаваться в те интересные
вариации, которые возникают вследствие экстравертированной или
интровертированной установки у иррациональных типов.
Я бы предпочел сказать еще несколько слов о закономерных последствиях, к
которым приводит доминирование какой-либо одной функции над другими, а именно
как это сказывается на других функциях. Человек, как известно, никогда не может
быть всем сразу и никогда не может быть полностью совершенен. Он развивает
всегда только определенные качества и оставляет недоразвитыми остальные. Что же
происходит с теми функциями, которые он не использует ежедневно, а значит, и не
развивает их упражнением? Они остаются, в той или иной степени, в примитивном,
инфантильном, часто лишь в полусознательном, а порой даже в совершенно
бессознательном состоянии; тем самым они образуют характерную для каждого типа
неполноценность, которая в качестве составной части входит в общую структуру
характера. Одностороннее предпочтение мышления всегда сопровождается
неполноценностью чувств, а дифференцированное восприятие таким же образом
сказывается на интуитивной способности, и наоборот,
Является ли какая-либо функция дифференцированной или нет - можно довольно
легко определить по ее силе, устойчивости, последовательности, надежности и
приспособленности. Ее неполноценность, однако, зачастую не так уж легко описать
или распознать. Важным критерием здесь является ее несамостоятельность и
обусловленная этим зависимость от обстоятельств и других людей, а также ее
непостоянство, ненадежность в употреблении, суггестивность и расплывчатый
характер, На неполноценную функцию никогда нельзя положиться, ибо ею нельзя
управлять, более того, можно даже стать ее жертвою.
К сожалению, здесь я не имею возможности дать детальное описание
психологических типов, и поэтому мне приходится довольствоваться лишь кратким
изложением основных идей психологической типологии.
Общий результат моей предыдущей работы в этой области состоит в выделении двух
основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех типов
функций: мыслительного, ощущающего, чувствующего и интуитивного, которые
варьируют в зависимости от общей установки и тем самым дают в итоге восемь
вариантов.
Меня чуть ли не с упреком спрашивали, почему я говорю ровно о четырех функциях,
не больше и не меньше. То, что их ровно четыре, получилось прежде всего чисто
эмпирически. Но то, что благодаря им достигнута определенная степень цельности,
можно продемонстрировать следующим соображением.
Ощущение устанавливает, что происходит фактически. Мышление позволяет нам
узнать, что означает данное чувство - какова его ценность, и, наконец, интуиция
указывает на возможные "откуда" и "куда", заключенные в том, что в данный
момент имеется. Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой
же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических
координат. Четыре функции являются своего рода четырьмя сторонами горизонта,
столь же произвольными, сколь и необходимыми. Ничто не мешает сдвинуть точку
координат в ту или иную сторону и вообще дать им другие названия. Все зависит
от того, как мы договоримся и насколько это целесообразно, но я должен
признаться в одном: мне ни за что не хочется обходиться в своей психологической
исследовательской экспедиции без этого компаса, и не по напрашивающейся
общечеловеческой причине, что каждый влюблен в свои собственные идеи, а из-за
того объективного факта, что тем самым появляется система измерения и
ориентации, а это в свою очередь делает возможным появление критической
психологии, которая так долго у нас отсутствовала.
Душа и земля
Постановка вопроса "Душа и земля" звучит несколько поэтично. По контрасту
здесь невольно напрашивается мысль о "небесной обусловленности" души, подобно
тому как в китайском учении о душе различают души шен и гуй, первая из которых
относится к небу, а последняя - к земле. Но так как мы, люди Запада, ничего не
знаем о субстанциях души, а потому и не можем ответить на вопрос, есть ли в
душе нечто от неба и, наоборот, нечто земное, то, видимо, нам придется
довольствоваться тем, что будем вести речь о двух различных способах
рассмотрения или о двух внешних аспектах сложного феномена, называемого нами
душой. Вместо того, чтобы говорить о небесной душе, можно рассматривать душу
как не имеющую причинных связей творческую сущность, а вместо того, чтобы
постулировать душу гуй, можно понимать ее как некое существо, возникшее в силу
определенных причин и воздействий. В соответствии с нашей постановкой вопроса
последний способ рассмотрения, пожалуй, вполне пригоден; это значит, что душу
следует понимать как приспособительную систему, обусловленную внешними земными
причинами. Наверное, мне не стоит специально подчеркивать, что такой подход в
причинном отношении будет односторонним; даже если он достигнет своей цели,
будет верно схвачена только одна сторона души. Другую сторону проблемы придется
оставить без внимания, поскольку она не относится к поставленному мною вопросу.
Что касается самого предмета рассмотрения, то есть душевного феномена, то,
пожалуй, было бы нелишним определить, что же следует понимать под "душой". Ведь
существуют такие воззрения, в которых "душевное" целиком ограничивается
сознанием. Сегодня, однако, мы вряд ли можем согласиться с подобным
ограничением. Современная психопатология располагает огромным количеством
наблюдений за душевной деятельностью, которая совершенно аналогична по функциям
сознанию и все же является бессознательной. Можно бессознательно воспринимать,
|
|