Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг К. Г. - Проблемы души нашего времени
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-
 
скольких - я должен был лечить супругов и делать мужчину и женщину 
взаимоприемлемыми, еще больше подчеркивает необходимость установить 
определенные средние истины. Сколько раз мне приходилось говорить: "Видите ли, 
ваша жена - очень активная натура, и от нее действительно нельзя ожидать, чтобы 
все ее существование заключалось лишь в домашнем хозяйстве". Это уже является 
типизацией, и этим выражена своего рода статистическая истина. Существуют 
активные и пассивные натуры. Однако эта прописная истина меня не удовлетворяла. 
Следующая моя попытка состояла в предположении, что существует нечто вроде 
задумывающихся и незадумывающихся натур, ибо я видел, что многие натуры, 
кажущиеся на первый взгляд пассивными, на самом деле не столько пассивны, 
сколько предусмотрительны. Они сначала обдумывают ситуацию - потом действуют, а 
так как для них это обычный образ действия, то они упускают случаи, где 
необходимо непосредственное действие без раздумий, и таким образом складывается 
мнение об их пассивности. Незадумывающимися всегда казались мне те, кто без 
раздумий прыгает обеими ногами в ситуацию, чтобы потом уж только сообразить, 
что они, похоже, угодили в болото. Таким образом, их, пожалуй, можно было бы 
охарактеризовать как незадумывающихся, что надлежащим образом проявлялось в 
активности; предусмотрительность же других в ряде случаев является в конечном 
счете весьма важной активностью и весьма ответственным действием в сравнении с 
необдуманной мимолетной вспышкой одной лишь деловитости. Однако очень скоро я 
обнаружил, что нерешительность отнюдь не всегда вызывается 
предусмотрительностью, а скорое действие не всегда необдуманно. Нерешительность 
первого столь же часто основывается на свойственной ему боязливости или по 
крайней мере на чем-то вроде обычного отступления перед слишком сложной задачей,
 а непосредственная активность второго часто обусловливается большим доверием к 
объекту, чем к себе, Это наблюдение побуждает меня сформулировать типизацию 
следующим образом: существует целый класс людей, которые в момент реакции на 
данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря "нет", и только вслед за этим 
реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой 
же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной 
уверенности, что их поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс 
характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний - скорее 
позитивным.
 Как известно, первый класс соответствует интровертированной, а последний - 
экстравертированной установке.
 Введением обоих этих терминов достигнуто столь же мало, как и открытием 
мольеровского "bourgeois gentilhomme", что он обычно говорит прозой. Эти типы 
будут иметь смысл и значимость только тогда, когда мы узнаем, что же еще 
присуще каждому из них.
 Ведь нельзя быть интравертом, не будучи им во всех отношениях. Понятие 
интровертированный означает: все душевное проявляется у интроверта так, как это 
и определено для него соответствующими законами. Если бы это было не так, то 
характеристика определенного индивида как экстраверта была бы такой же 
несущественной, как и констатация того, что длина его тела составляет 175 
сантиметров или же что он шатен либо брахицефал. Как известно, такие 
констатации содержат ненамного больше обозначаемого ими факта. Однако выражение 
экстравертцрованный претендует на гораздо большее, ибо стремится выразить, что 
сознание экстраверта, равно как и его бессознательное, должно обладать 
определенными качествами, что все поведение экстраверта, его отношение к людям, 
даже течение его жизни указывают на определенные типические свойства,
 Интроверсия и экстраверсия как типы установок обозначают диспозицию, 
обусловливающую в значительной степени весь душевный процесс, поскольку они 
характеризуют предрасположенное реагирование и тем самым определяют не только 
образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной 
компенсации.
 Следовательно, определение привычного реагирования (Reaktionshabitus) должно 
попасть в самую точку, поскольку предрасположение (Habitus) является в 
известной степени центральным коммутаторным пунктом, откуда, с одной стороны, 
регулируется внешнее поведение, а с другой - оказывается влияние на 
формирование специфического опыта. Определенное поведение дает соответствующие 
результаты, а благодаря субъективному осмыслению этих результатов появляется 
опыт, который со своей стороны вновь оказывает влияние на поведение и тем самым,
 по пословице "Каждый - кузнец своего счастья", отражается на индивидуальной 
судьбе.
 Что касается привычного реагирования, то можно, пожалуй, не сомневаться 
относительно того, что тут мы ухватываем центральное звено проблемы. Однако 
здесь возникает другой щекотливый вопрос: удастся ли нам (адекватно) 
охарактеризовать способы привычного реагирования? На этот счет могут 
существовать самые разнообразные мнения, даже если кто-либо и обладает 
интимными знаниями в этой особой области. Те факты, которые мне удалось 
разыскать в пользу моей точки зрения, объединены мною в книге о типах, причем я 
полностью отдаю себе отчет, что моя типизация не является единственно верной 
или единственно возможной,
 Противопоставление интроверсии и экстраверсии провести просто, однако простые 
формулировки, к сожалению, чаще всего подозрительны. Слишком легко укрывают они 
действительные трудности. Я говорю так исходя из собственного опыта, ведь едва 
я опубликовал первую формулировку своих критериев (Ср.: Psychologische Туреп., 
Paragr. 931 ff. [Ges. Werke VI (1960 - 1967)]. -Авт.) - этому событию скоро 
будет двадцать лет, - как, к своему неудовольствию, обнаружил, что каким-то 
образом попал впросак. Что-то не сходилось. Видимо, я пытался объяснить слишком 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-