|
Метод психологического тестирования, применяемый для обнаружения комплексов
посредством измерения времени реакции, а также интерпретации ответов на
предложенные слова-стимулы. Индикаторы комплекса: увеличение времени реакции,
болезненный, паталогический характер ответов, когда слова-стимулы затрагивают
некие комплексы, которые тестируемый желает скрыть, или наличие которых им не
осознается.
Бе
К.Г.Юнг: "Теоретически, поле сознания невозможно ограничить, так как оно
способно беспредельно расширяться. Эмпирически, однако, сознание всегда
обретает свои границы, - встречая нечто неведомое. Это, собственно, то, чего мы
не знаем и что, таким образом, не связано с Эго - центром сознания. В
"неведомом" различаем две группы объектов: внешние - те, которые могут быть
восприняты посредством органов чувств, и внутренние, которые постигаются
непосредственно. Первая группа вмещает в себя "неведомое" во внешнем мире,
вторая -Глоссарий
"неведомое" в мире внутреннем. Это последнее и есть пространство
бессознательного." (Aion // Ges. Werke. - IX/II. - 1976. - P.12.)
"Все, о чем я знаю, но в данный момент нс думаю; все, что хоть однажды я
осознавал, но забыл теперь; все, что воспринималось моими органами чувств, но
проходило мимо моего сознания, все то, что я невольно, сам того не замечая,
чувствую, думаю, помню, хочу и делаю; все, что грядет, что берет начало и форму
во мне и способно однажды прорваться в сознание - все это и есть содержание
бессознательного." (Die Dynarnik des UnbewuBten // Ges. Werke. - VIII. - 1967 -
P.214.)
"Сюда мы должны включить все более или менее умышленные вытеснения неких
болезненных идей и впечатлений. Совокупность всех этих вытесненных содержаний я
называю индивидуальным бессознательным. Но, сверх этого и прежде всего, мы
находим в бессознательном качества, которые являются нс индивидуально
приобретенными, но наследуемыми: инстинкты, эта потребность в деятельности, не
имеющая сознательной мотивации, но ощущаемая как необходимость. ... (В этом
глубинном слое психэ мы находим также архетипы.) Инстинкты и архетипы
составляют коллективное бессознательное. Я называю его "коллективным" потому,
что в отличие от индивидуального бессознательного, оно складывается не из
индивидуальных и более или менее уникальных содержаний, но из универсальных и
регулярно повторяющихся". (Там же. - Р.153)
"Первая группа (индивидуальное бессознательное - Прим. персе.) вмещает в себя
содержания, которые представляют собой неотъемлемые компоненты личности, именно
поэтому они могут стать осознанными; вторая группа (коллективное
бессознательное. - Прим. персе.) предполагает некое универсальное, неизменное,
аутотентичное условие или основание психэ как таковой". (Aion // Ges. Werke. -
IX/II. - 1976. - Р.16.)
"Глубинные "слои" психэ теряют свою индивидуальную исключительность по мере
того, как отступают все дальше и дальше в темноту. Это последовательное
"движение вниз" означает, что по мере их приближения к автономным
функциональным системам, они становятся все более коллективными, вплоть до
универсализации и растворения в телесной материальности, то есть в химических
субстанциях. Углерод человеческого тела - это просто углерод. Следовательно, на
своем "дне" психэ является просто миром." (Die Archetypen und das kollektive
UnbewuBte // Ges. Werke. - IX/I. - 1976. - P.187.)
концепции невроза как попытки самоизлечения." (Freud und die Psy-choanalyse //
Ges. Werke. - IV. - 1969. - P.285.)
"Неврозы - всегда некий эрзац узаконенного страдания." (Zur Psychologic
westlicher und ostlicher Religion // Ges. Werke. - XI. (2. Aufl.). - 1973. - P.
82.) Ср. также:
"Невроз есть защита, выставленная против объективной внутренней деятельности
души, т. е. довольно-таки дорого оплаченная попытка заглушить в себе внутренние
голоса с их диктатом. За всяким невротическим извращением кроется призвание,
которому человек изменил, его судьба, становление его личности, осуществление
врожденной индивиду жизненной воли. Человек без атог fati - есть невротик, он
упускает самого себя." (Об отношении аналитичекской психологии к
поэтико-ху-дожественному творчеству // К.Г. Юнг. Архетип и символ. - М..1991. -
С.298. Пер. В. Бибихина)
Нуминоэность:
Термин, предложенный Рудольфом Отто (в его книге "Священное") для обозначения
невыразимого, таинственного, пугающего, чуждого - качеств, присущих лишь
божественному, при его непосредственном переживании.
Персона:
Изначально - маска актера в античном театре.
К.Г. Юнг: "Персона... представляет собою индивидуальную систему адаптации или
однажды избранную манеру отношения к миру. Так, всякая профессия обладает своей
характерной персоной. ... Однако, опасность заключается в том, что мы зачастую
идентифицируем себя со своей персоной: профессор - со своим учебником, тенор -
со своим голосом. ... Мы не очень погрешим против правды, сказав: персона это
то, чем человек в действительности не является, но в то же время то, чем он сам,
равно как и другие, себя считает." (Die Archetypen und das kollektive
Unbewufite // Ges. Werke. - IX/I. - 1976. - P.137.)
Психоидный ("квазипсихический"): ^ . .
Юнг таким образом характеризует глубинный слой коллективного бессознательного,
содержащий архетипы.
К.Г. Юнг: "Коллективное бессознательное репрезентирует психэ, которая в отличие
|
|