Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Карл Густав Юнг - Психологические типы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 249
 <<-
 
архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки. «...
Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было 
пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком,
 не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая 
невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь.
 Однако это не просто какой-то гигантский исторический предрассудок, но 
источник инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления 
инстинктов» /17- С.131/.
   В начале 20-х годов Юнг познакомился с известным синологом Рихардом 
Вильгельмом, переводчиком известного китайского трактата «Книга перемен», и 
вскоре пригласил его прочесть лекцию в Психологическом клубе в Цюрихе. Юнг живо 
интересовался восточными гадательными методами и сам с некоторым успехом 
экспериментировал с ними. Он также участвовал в те годы в ряде медиуматических 
экспериментов в Цюрихе совместно с Блейлером. Сеансами руководил известный в те 
годы австрийский медиум Руди Шнайдер. Однако Юнг долгое время отказывался 
делать какие-либо заключения по поводу этих экспериментов и даже избегал 
всякого о них упоминания, хотя впоследствии открыто признавал реальность этих 
феноменов. Он также проявлял глубокий интерес к трудам средневековых алхимиков, 
в лице которых увидел провозвестников психологии бессознательного. В 1923 году 
Юнг приобрел небольшой участок земли на берегу Цюрихского озера в местечке 
Боллинген, где он выстроил здание башенного типа и где в тишине и уединении 
проводил воскресные дни и отпускное время. Здесь не было ни электричества, ни 
телефона, ни отопления. Пища готовилась на печи, вода доставалась из колодца. 
Как удачно заметил Элленбергер, переход из Кюснахта в Боллинген символизировал 
для Юнга путь от эго к Самости, или, другими словами, путь индивидуации. /18- P.
682/
   В 30-е годы известность Юнга приобрела международный характер. Он был 
удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии. В 
ноябре 1932 года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, 
приложив к ней чек на 8000 франков.
   В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество 
было немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими 
принципами, а его президент Эрнст Кречмер подал в отставку. Президентом 
Международного общества стал Юнг, но само Общество стало действовать по 
принципу «крышечной организации», состоящей из национальных обществ (среди 
которых германское общество было лишь одним из) и индивидуальных членов. Как 
впоследствии объяснял сам Юнг, это была своего рода увертка, позволившая 
психотерапевтам-евреям, исключенным из германского общества, оставаться внутри 
самой организации. В связи с этим Юнг отверг всяческие обвинения относительно 
его симпатий к нацизму и косвенных проявлений антисемитизма.
   В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской 
политехнической школы в Цюрихе, в том же году он основал Швейцарское общество 
практической психологии. По мере того как международная ситуация становилась 
все хуже, Юнг, который до того никогда не выказывал сколь-нибудь явного 
интереса к мировой политике, стал проявлять к ней все больший интерес. Из 
интервью, которые он давал в те годы разным журналам, можно понять, что Юнг 
пытался анализировать психологию государственных лидеров и в особенности 
диктаторов. 28 сентября 1937 года во время исторического визита в Берлин 
Муссолини Юнг случайно оказался там и имел возможность близко наблюдать 
поведение итальянского диктатора и Гитлера во время массового парада. С этого 
времени проблемы массовых психозов сделались одним из фокусов внимания Юнга.
   Другой поворотный пункт в жизни Юнга следует отнести к концу Второй мировой 
войны. Он сам отмечает этот момент в своей автобиографической книге (см. гл. 
«Видения»). В начале 1944 года, пишет Юнг, он сломал ногу, а также у него 
приключился инфаркт, во время которого он потерял сознание и почувствовал, что 
умирает. У него возникло космическое видение, в котором он рассматривал нашу 
планету со стороны, а самого себя не более чем сумму того, что он когда-то 
сказал и сделал в течение своей жизни. В следующий момент, когда он собирался 
переступить порог некоего храма, он увидел своего доктора, идущего ему 
навстречу. Вдруг доктор принял черты короля острова Кос (родина Гиппократа), 
чтобы вернуть его обратно на землю, и у Юнга возникло такое чувство, что жизни 
доктора что-то угрожало, в то время как его, Юнга, собственная жизнь была 
спасена (и действительно, через несколько недель его врач неожиданно умер). Юнг 
отметил, что впервые почувствовал горькое разочарование, когда вернулся обратно 
к жизни. С этого момента что-то изменилось в нем бесповоротно, и его мысли 
приняли новое направление, что можно увидеть и из его работ, написанных в то 
время. Теперь он сделался «мудрым старцем из Кюснахта»...
   Ближе к концу своей жизни Юнг все меньше отвлекался на внешние перипетии 
каждодневных событий, все более направляя свое внимание и интерес к общемировым 
проблемам. Не только угроза атомной войны, но и все возрастающая 
перенаселенность Земли и варварское уничтожение природных ресурсов наряду с 
загрязнением природы глубоко волновали его. Возможно, впервые за всю историю 
выживание человечества, как целого, проступило в угрожающем свете во второй 
половине XX века, и Юнг сумел почувствовать это гораздо раньше других. 
Поскольку на кон поставлена судьба человечества, то естественно спросить: а не 
существует ли архетип, который представляет, так сказать, целое человечества и 
его судьбу? Юнг видел, что почти во всех мировых религиях, да и в ряде других 
религиозных конфессий, такой архетип существует и обнаруживает себя в образе 
так называемого изначального (первочеловека), или космического человека, 
антропоса. Антропос, гигантский космический человек, олицетворяет жизненный 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 249
 <<-