|
атлетическое тело, но красота создается лишь свободною и равномерною игрою
членов. Точно так же напряжение отдельных духовных сил может создавать
чрезвычайных людей, но только равномерная температура создает счастливых и
совершенных. И в каком отношении находились бы мы к прошлым и будущим мировым
эпохам, если бы развитие человеческой природы требовало подобных жертв? Мы были
бы рабами человечества, мы в течение нескольких тысячелетий несли бы ради него
труд рабов, и на нашей исковерканной природе запечатлелись бы следы этой службы,
дабы позднейшие поколения могли заботиться в блаженной праздности о своем
нравственном здоровье и могла свободно расти и развиваться человечность!
Неужели же назначение человека состоит в том, чтобы ради известной цели
пренебречь самим собою? Неужели же природа отнимает ради своих целей у нас
совершенство, которое предписывает нам в своих целях разум? Итак, неверно, что
развитие отдельных сил должно влечь за собою пожертвование целостности; или же,
сколько бы законы природы к этому ни стремились, все же должно находиться в
нашей власти восстановление этой уничтоженной искусством целостности нашей
природы, при помощи искусства еще более высокого».
Не подлежит никакому сомнению, что Шиллер глубоко ощущал этот конфликт в
своей личной жизни и что это столкновение породило в нем жажду и тоску по
единообразию и единству, которые могли бы спасти и освободить функции,
подавленные и томящиеся в рабском труде, и восстановить утраченную гармонию
жизни. Вагнер также был обуреваем этой мыслью и в своем «Парсифале»
символически выразил ее в образах потерянного и возвращенного копья и
исцеленной раны. Что Вагнер пытался выразить в художественно-символическом
образе, то Шиллер старается высказать в философском рассуждении. И если он не
высказывает этого громко, то достаточно ясно подразумевает, что его проблема
вращается вокруг восстановления античного образа и понимания жизни; из этого
непосредственно вытекает, что христианское разрешение своей проблемы он либо
недосматривает, либо умышленно обходит. Как бы то ни было, но духовный взор его
направлен более в сторону греческой красоты, нежели христианского учения об
искупительной жертве, хотя целью христианства было то же, о чем печется и
Шиллер, а именно: избавление от зла. Юлиан Отступник говорит в своей речи о
царе Гелиосе, что сердце человеческое «обуреваемо неистовой борьбой», чем он
метко определяет не только самого себя, но и все свое время: он говорит о
внутренней разорванности, царившей в последний период античного мира и
выявившейся наружу в том беспримерном, хаотическом смятении умов и сердец, от
которого христианское учение обещало спасти человека. То, что христианство дало,
было, правда, не разрешением, а отрешением, спасением через высвобождение [В
подлиннике непередаваемая буквально игра слов: Losung — Erlosung — Loslbsung. —
прим. перев.] одной ценной функции из связанности с остальными, которые в те
времена властно заявляли о своих правах на соправительство. Христианство давало
одно определенное направление, исключая возможность всех остальных. Возможно,
что это обстоятельство было одной из самых существенных причин, по коим Шиллер
умалчивает о возможности спасения, предложенной христианством. Близкое
отношение античного духа к природе, казалось, обещало ту возможность, которой
не давало христианство. «Природа предписывает нам в ее физическом творении тот
путь, которого мы должны держаться в нравственном. Борьба элементарных сил в
низших организациях должна быть окончена, для того чтобы природа могла
возвыситься до благородного творчества физического человека. Точно так же
борьба элементов в этической природе человека, столкновение слепых стремлений
должны успокоиться, грубая противоположность в нем должна прекратиться, прежде
чем можно отважиться на покровительство разнообразию. С другой стороны, прежде
чем подчинять разнообразие единству идеала, нужно, чтобы укрепилась
самостоятельность характера и чтобы покорность чужой деспотической форме
уступила бы место достойной свободе».
Итак, не нужно отрешения или освобождения от неполноценных функций; напротив,
их следует принимать во внимание, следует, так сказать, столковаться с ними и
таким образом примирить противоположности естественным путем. Но Шиллер
чувствовал, что принятие подчиненной функции могло бы повести к «столкновению
слепых влечений» (Triebe), точно так же как — хотя и в обратном порядке —
единство идеала могло бы вновь восстановить преимущество ценной функции над
неполноценными и привести таким образом к прежнему состоянию. Подчиненные
функции противоположны функции первичной, ведущей, и это не в сокровенной их
глубине, а в облике, который они являют в каждый данный момент. Первоначально
их запускали и вытесняли, потому что они мешали культурному человеку на пути к
достижению его целей, которые представляют собою односторонние интересы и
ничего общего с совершенством человеческой индивидуальности не имеют. А для
такого совершенства непризнанные функции были бы неизбежны, да они, по существу
своему, вовсе и не противоречат намеченной цели. Но до тех пор, пока культурная
цель не совпадает с идеалом совершенства человеческого существа, эти функции
всегда будут обречены на неполную оценку и вследствие этого на частичное
вытеснение. Принятие вытесненных функций подобно внутренней гражданской войне;
оно означает то же самое, что разнузданная игра противоположностей, прежде
укрощенных, а через это — уничтожение «самостоятельности характера». Эту
самостоятельность можно восстановить лишь умиротворением борьбы, а это кажется
невозможным без деспотического подавления сопротивляющихся сил. Но такое
подавление является покушением на свободу, без которой невозможно
восстановление нравственно-независимой личности. Если же мы даем свободу, то
обрекаем себя на конфликт влечений. «Испуганные свободой, которая в первых
своих попытках всегда заявляет свою враждебность, здесь бросятся в объятия
удобному рабству, там, где доведены до отчаяния педантичной опекой, вновь
|
|