|
Посему, крайне важно, чтобы эго укоренилось в мире сознания и чтобы сознание
усиливалось весьма тщательной адаптацией. Для этих целей в моральном плане
очень полезны такие добродетели, как внимательность, совестливость, терпение и
т.п., а в интеллектуальном плане - старательное наблюдение за симптоматикой
бессознательного и объективная самокритичность.
Акцентуирование эго-личности и мира сознания, однако, легко может приобрести
такие размеры, что фигуры бессознательного психологизируются и, как следствие,
самость становится ассимилированной эго. Хотя такой процесс в точности
противоположен только что описанному, результат будет тот же: инфляция. Теперь
мир сознания подлежит сносу в угоду реальности бессознательного. В первом
случае реальность нужно защищать от архаического, "вечного" и "вездесущего",
состояния сна; во втором - сон отвоевывает себе место за счет мира сознания. В
первом случае рекомендуется мобилизация всех позитивных качеств, во втором же -
самонадеянность эго может быть ослаблена только моральным поражением. Оно
необходимо, ибо иначе никогда не будет достигнута средняя степень скромности,
существенно важная для поддержания баланса. Дело не в том, чтобы (как может
показаться) ослабить мораль саму по себе, но в том, чтобы приложить моральные
усилия в другом направлении. Например, недостаточно совестливый человек должен
сделать моральное усилие, дабы исправить свой недостаток; но для того, кто
неплохо укоренился в мире благодаря собственным усилиям, будет большим
моральным достижением нанести поражение своим добродетелям, ослабив связи с
миром и действенность собственной адаптации. (В этой связи, вспоминается
канонизированный церковью брат Клаус, ради спасения души оставивший на произвол
судьбы жену и многочисленное потомство).
Поскольку все настоящие моральные проблемы начинаются там, где кончается
действие уголовного кодекса, их решение почти никогда не может быть основано на
прецеденте и, тем более, на предписаниях и велениях. Подлинные моральные
проблемы возникают из конфликтов дома. Всякий, кто достаточно скромен либо
благодушен, всегда может найти решение с помощью внешнего авторитета. Но тот,
кто доверяет другим не больше, чем себе, вообще никогда не сможет достичь
решения, если оно не явится ему способом, в обычном праве называемым "стихийным
бедствием" (Таково юридическое значение термина, дословно означающего
"божественное вмешательство". - Прим. пер.) Оксфордский словарь определяет
данное понятие как "действие неконтролируемых сил природы". Во всех подобных
случаях некий бессознательный авторитет кладет конец сомнениям, ставя нас перед
fait accompli (Свершившийся факт (фр.) - Прим. пер.) (Если провести анализ до
конца, окажется, что это в завуалированной форме относится и к тем, кто
заимствует решения у высшего авторитета). Такой авторитет может описываться и
как "божья воля", и как "действие неконтролируемых сил природы", - хотя, с
психологической точки зрения, отнюдь не все равно, как именно мы его мыслим.
Рационалистическая интерпретация внутреннего авторитета в качестве "природных
сил" или инстинктов удовлетворяет современным интеллектуальным требованиям, но
ее слабость в том, что видимая победа инстинкта оскорбительна для нашего
морального самоуважения; а потому мы склонны убеждать себя, что решили вопрос
исключительно рациональным усилием воли. Цивилизованному человеку присущ такой
страх перед crimen laesae mainstatis humanae (Преступление, состоящее в
оскорблении человеческого величия (лат) - Прим. пер.) что он. по возможности,
старается задним числом подретушировать факты и заглушить ощущение понесенного
морального поражения. Он гордится тем, что кажется ему самообладанием и
всесильностью его воли, и презирает людей, позволяющих голой природе
перехитрить себя.
Напротив, если внутренний авторитет расценивается как "божья воля" (и тем
самым подразумевается, что "природные силы" суть силы божественные), мы
выигрываем в самооценке, ибо решение тогда выглядит актом повиновения и
осуществлением божественного замысла. Подобные взгляды можно с некоторой долей
справедливости обвинить не только в том, что они слишком уж удобны, но и в
сокрытии моральной неразборчивости под личиной добродетели. Однако это
обвинение оправдывается лишь в случае, когда кто-либо фактически сознательно
прикрывает свою эгоистическую точку зрения лицемерным словесным фасадом. Но
такое положение -ни в коем случае не правило, поскольку, в большинстве случаев,
инстинктивные тенденции прокладывают себе путь как в согласии с субъективными
интересами человека, так и в противоречии с ними, вне зависимости от того,
одобряет ли их внешний авторитет. Нет нужды специально консультироваться с
внутренним авторитетом, так как он присутствует изначально и проявляет себя в
интенсивности тенденций, борющихся в ходе принятия решения. В этой борьбе
индивид никогда не бывает просто наблюдателем: он более или менее "добровольно"
участвует в ней, пытаясь бросить на чашу весов тяжесть своего чувства моральной
свободы. Тем не менее, всегда остается невыясненным, в какой мере его якобы
свободное решение имеет каузальную и, возможно, бессознательную мотивацию. Оно
может быть "стихийным происшествием" так же, как и любой природный катаклизм.
Проблема кажется мне неразрешимой, ибо нам неизвестно местонахождение корней
моральной свободы; тем не менее, эти корни несомненно существуют, наравне с
инстинктами, чью принудительную силу мы способны ощутить.
Как бы то ни было, объяснять инстинктивно действующие внутри нас
естественные силы "божьей волей" не только более выгодно, но и психологически
более "корректно". Мы при этом ощущаем, что живем в гармонии с habitus (Обычай
(лат.) - Прим. пер.) наших предков, с жизнью их психики; то есть, мы
функционируем так же, как человек функционировал везде и во все времена.
Существование такого habitus само по себе служит доказательством его
действенности, поскольку, если бы он был нежизнеспособен, все, кто подчинились
|
|