|
в сознание. В этом смысле обе фигуры представляют функции, отфильтровывающие
содержимое коллективного бессознательного и передающие его сознанию. Их
поведение, однако, таково лишь до тех пор, пока тенденции сознания и
бессознательного расходятся не слишком сильно. Если же возникает какое-либо
напряжение, эти функции, прежде безобидные, в персонифицированной форме входят
в конфронтацию с сознанием и ведут себя как целые системы, отколовшиеся от
личности, или как некие частичные души. Данное сравнение неверно лишь в одном:
ничего из ранее принадлежавшего эго-личности не откалывалось от нее - напротив,
две упомянутые фигуры представляют беспокойное приращение к ней. Причина
подобного их поведения в том, что, хотя содержимое анимы и анимуса поддается
интеграции, сами они не могут быть интегрированы, поскольку являются архетипами.
В таком своем качестве они образуют фундамент психической структуры, в своей
совокупности выходящей за пределы сознания и, следовательно, не могущей быть
объектом непосредственного познания. Хотя действие анимы и анимуса можно
осознать, сами они суть факторы, лежащие вне сознания, недосягаемые для
восприятия и воли. Поэтому, независимо от интеграции их содержаний, они
остаются автономными, и об их присутствии всегда необходимо помнить. Последнее
крайне важно с терапевтической точки зрения, ибо, непрерывно наблюдая за
бессознательным, мы отдаем ему ту дань, которая в большей или меньшей мере
гарантирует его сотрудничество. Как нам известно, с бессознательным невозможно
"поладить" раз и навсегда. Фактически, одна из важнейших задач психической
гигиены состоит в том, чтобы постоянно уделять внимание симптоматике
бессознательных процессов и содержимого бессознательного, - по той простой
причине, что сознательная психика подвергается опасности стать однобокой,
зациклиться на проторенных дорожках или зайти в тупик. Дополнительная
компенсаторная функция бессознательного дает возможность в какой-то мере
избежать этих опасностей, которые особенно велики при неврозе. Полностью
успешной компенсация бывает только в идеальных условиях, когда жизнь достаточно
проста, чтобы можно было без колебаний и ошибок бессознательно следовать
извилистым путем инстинкта. Чем более цивилизован, сознателен и сложен человек,
тем менее он может следовать инстинктам. Его усложненные жизненные условия и
среда влияют с такой силой, что заглушают тихий голос природы; ее голос
замещают мнения, верования, теории и коллективные тенденции, поддерживающие
собой все аберрации сознательной психики. Чтобы компенсация заработала, в таких
случаях необходимо специально обращать внимание на бессознательное. В этой
связи особенно важно не представлять себе архетипы бессознательного как
стремительно меняющуюся фантасмагорию неуловимых образов, но видеть в них
постоянно действующие автономные факторы (ибо таковыми они и являются).
Как показывает практический опыт, оба вышеуказанных архетипа наделены
фатальностью, иногда способной приводить к трагическим последствиям. Они, в
буквальном смысле, - мать и отец всех губительных сплетений судеб, и в этом
своем качестве издавна признаны повсюду в мире. Вместе они образуют
божественную пару5, один из членов которой, в соответствии с природой Логоса,
характеризуется пневмой и nous (Разум (греч.) - Прим. пер.), подобно Гермесу,
постоянно меняющему цвета, тогда как второй, сообразно своей периоде Эроса,
наделен чертами Афродиты, Елены (Селены), Персефоны и Гекаты. Оба представляют
собой бессознательные силы, фактических "богов", каковыми справедливо считал их
древний мир. Называть их так -означает отвести им центральное положение на
шкале психологических ценностей, принадлежавшее им всегда, независимо от того,
признавалось ли оно на сознательном Уровне: ибо власть их возрастает
пропорционально той мере, которую они оставляют в бессознательном. Те, кто не
видит их, пребывают в их руках, - наподобие того, как эпидемия тифа более всего
свирепствует, если его источник неизвестен. Даже в христианстве божественная
пара не сошла на нет, но в лице Христа и Церкви - его невесты6 заняла одно из
высочайших мест. Такого рода параллели очень помогают нам в наших попытках
отыскать верный критерий оценки значимости двух указанных архетипов. Все, что
может сообщить о них сознание, малозначительно и почти незаметно. Лишь пролив
свет на темные глубины психе и рассмотрев странные, извилистые пути
человеческой судьбы, мы постепенно уясняли обширность влияния этих двух
факторов, дополняющих собой нашу сознательную жизнь.
Подводя итоги, я хотел бы подчеркнуть, что интеграция тени, или осознание
личного бессознательного, знаменует первый этап аналитического процесса, и что
без него невозможно осуществить признание анимы и анимуса. Тень может быть
осознана только через взаимоотношения с партнером, анима же и анимус - только
через отношения с партнером противоположного пола, ибо лишь внутри таких
взаимоотношений начинают действовать их проекции. Признание анимы у мужчины
создает триаду, одна треть которой трансцендентна: триада состоит из
мужчины-субъекта, противоположного ему субъекта-женщины, и трансцендентной
анимы. У женщины ситуация обратна. Недостающим четвертым элементом, который
превратил бы триаду в тетраду, у мужчины будет архетип Мудрого Старца (мною
здесь не обсуждавшийся), а у женщины - Хтонической Матери. Все четыре элемента
вместе образуют наполовину имманентную и наполовину трансцендентную тетраду -
архетип, который я называю брачным кватернионом 7. Брачный кватернион служит
исходной схемой не только для самости, но также для структуры первобытного
общества с его кросс-кузенными браками, брачными классами и разделением
поселения на четыре квартала. С другой стороны, самость есть образ Бога; по
крайней мере, она неотличима от него. Духу раннего христианства не было чуждо
знание об этом, - иначе вряд ли Климент Александрийский сказал бы, что тот, кто
знает самого себя, знает и Бога8.
|
|