Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: К.Сельчёнок ::
<<-[Весь Текст]
Страница: из 158
 <<-
 
   - ученики узнают, что любовь является частью человеческой жизни.
   Частные цели обучения:
   - существуют различные формы  любви:  любовь  животных,  любовь  детей  и
родителей, любовь братьев и сестер, дружба детей и юношей,  любовь  любовных
пар, супружеских пар, старых людей;
   - любовь и привязанность могут выражаться следующим образом: во  взаимной
помощи друг другу, в совместных предприятиях, во взаимных ласках,  объятьях,
поцелуях, в прогулках, держась за руки и т.д. [21].
   Эта программа предназначена, разумеется, для младшего школьного возраста.
   Другой пример -  из  учебного  пособия  по  половому  воспитанию  старших
школьников:
   Частная учебная цель:
   Ученик (ученица) должен (должна)  знать  и  уметь  объяснить  при  помощи
изображений, что у юноши,  в  отличие  от  девушки,  быстрее  обнаруживается
возбуждение полового органа, когда он ритмично надвигает и сдвигает  крайнюю
плоть на головку члена,  в  результате  чего  член  выпрямляется  и  следует
извержение семени (оргазм) [22].
   Можно, конечно, сказать, что для каждого возраста -  свое.  Но  при  этом
невозможно отрицать, что речь идет  не  столько  о  разных  этапах  обучения
одному и тому же предмету, сколько о двух разных  видах  обучения:  с  одной
стороны, романтическая педагогика любви, с другой -  собственно  сексуальная
педагогика,  где  изображения  и   описания   непосредственно   граничат   с
порнографией.  И  нет,  пожалуй,  такой  концепции   полового   обучения   и
воспитания, которая могла бы органично  объединить  эти  два  направления  в
рамках одной целостности, как, впрочем, нет такой интегральной концепции и в
науке о сексуальном - сексологии. Возможно, в основе этого раздвоения  лежит
обнаруженный Фрейдом и  обозначенный  им  как  "всеобщее  унижение  любовной
жизни" фундаментальный раскол в  самой  природе  современной  сексуальности.
Выше мы уже цитировали фрейдовский афоризм: "Там, где любят,  нет  влечения,
где есть влечение, там не могут  любить".  В  двух  направлениях  в  половом
воспитании  словно  бы  воспроизводится  эта  дилемма:  холодный  и   точный
рационализм  просветительного  толка,   с   одной   стороны,   и   проповедь
семейно-уютной, очищенной от бурь и страстей сексуальности - с другой.
   Именно первая сторона является  преобладающей  в  современных  концепциях
полового  воспитания.  Это   объясняется   многими   причинами.   Во-первых,
изначальной   научной   ориентацией   сексуальной   педагогики;    последняя
естественно и неизбежно связана с  сексологией,  где  ныне  преобладают  (по
крайней  мере,   в   "научной   сексологии")   позитивистско-бихевиористские
тенденции. На первых этапах программы полового воспитания  имели  выраженную
медицинско-биологическую   ориентацию.   Во-вторых,   именно   эта   сторона
составляет  подлинно  новое  в  воспитании  вообще.  Вторая  сторона  ("цель
обучения  -   нежность")   в   сущности   не   нова,   она   учитывалась   и
пропагандировалась и раньше - во множестве этических и  религиозных  доктрин
(хотя, конечно,  интерпретации  любви  раньше  и  сейчас  могут  существенно
различаться).  Поэтому   отчужденно-объективное   описание   и   изображение
сексуальности можно считать ядром современного полового воспитания.
   Расцвет  порнографии,  расцвет  сексологии  и   расцвет   идей   полового
воспитания оказались практически  одновременными.  Они  оказались  полезными
друг другу и тесно  друг  с  другом  связаны.  Так  что  неудивительно,  что
объективная  сексология  оценивает   порнографию   скорей   позитивно,   чем
негативно, и признает ее полезность в  деле  полового  воспитания  молодежи.
Объективность  такого  механически-статистического   подхода   сомнений   не
вызывает. В таком случае не должно вызывать сомнений и суждение о  том,  что
порнография не ведет к анормальному  сексуальному  поведению,  не  порождает
преступность, не вызывает патологические реакции. Статистика свидетельствует
об  этом  неопровержимо.  Но  если  порнографии  нельзя   ставить   в   вину
перечисленные неприятные явления индивидуальной и социальной жизни, то можно
поставить в вину другие -  те,  что  неоднократно  отмечались  внимательными
наблюдателями: она лишает  человека  сексуальной  фантазии,  крадет  у  него
ощущение  уникальности  и  неповторимости   сексуального   переживания,   де
драматизирует его эротическую  жизнь,  переводит  ее  на  уровень  банальной
моторики, можно сказать, "деинтегрирует" ее. Об этих  пагубных  последствиях
порнографии объективная сексология ничего не говорит, во-первых, потому, что
у нее нет объективно-научных процедур, которые могли бы точно  зафиксировать
степень банальности и уникальности переживания, ощущение  драматизма  жизни,
уровень интимности при совершении таких, казалось бы,  "массовых"  действий,
и, во-вторых, потому,  что  пропаганда  и  широкое  распространение  научной
сексологии и ее объективного видения сексуальности ведут к  точно  таким  же
печальным последствиям: дедраматизации и банализации пола. Через  посредство
сексологии это "отчужденно-порнографическое" видение пола  реализуется  и  в
половом воспитании. Все это вместе  и  составляет  содержание  либерализации
сексуальной морали и сексуального поведения, чем  так  гордится  современная
цивилизация, и что - как это ни странно может показаться на первый взгляд  -
ведет к обеднению эротической жизни современного человека.
 
   ЭРОТИКА. СТРАСТЬ К ЗАПРЕТУ
 
   Либерализация сексуальной морали и  сексуального  поведения  предполагает
свободу от рестриктивных  норм,  свободу  вообще  от  всякого  подавления  и
"свободное развертывание" человеческой  сексуальности.  Предполагается,  что
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 158
 <<-