|
кабинета, лаборатории: его жизнь протекает в банке, на фабрике, там, где он
имеет дело с цифрами и опытами, совершенно исключающими идею утонченной
роскоши и изящества. Роскошный дом, дворец, как клетка без птицы, не имеют
смысла без женщины, которой одной только известны способы удовлетворения
требований женственности, которая в сущности есть не что иное, как
кокетство. Правда, даже и не думая о кокетстве, женщина изобрела котел для
варки пищи и колыбель для младенца. Но ее легкомыслие, ее тщеславие,
пресловутое кокетство побудили ее отыскать это бесконечное число элементов,
способствовавших прежде всего украшению ее личности, а затем нашли им тысячу
полезных и остроумных применений в семейной жизни.
Если бы не существовало кокетства, не было бы, пожалуй, и половины тех
отраслей промышленности, которые процветают в настоящее время и дают работу
и богатство миллионам и миллионам людей и которые без этого двигателя
оставались бы в зачаточном состоянии, а может быть, и совсем бы зачахли.
Можно сказать, кроме того, что кокетство исполнило важную и полезную
функцию в цивилизации благодаря тому, что научило женщин сдерживать свои
грубые порывы и развивать эстетические стороны своей личности. С помощью
этих качеств они получили известное влияние на мужчин, которые, в свою
очередь, научились обращаться менее грубо с женщинами, находя в них теперь
не один только предмет удовлетворения своей чувственности, но и драгоценное
орудие эстетического и интеллектуального наслаждения.
ЛОМБРОЗО П. Женщина, ее физическая и духовная природа и культурная роль.
- Мн., 1991, с. 38-64.
Артур ШОПЕНГАУЭР
МЕТАФИЗИКА ПОЛОВОЙ ЛЮБВИ
...То, что в основе всякой половой любви лежит инстинкт, направленный
исключительно на будущее дитя, - это станет для нас вполне несомненным, если
подвергнуть его, названный инстинкт, более точному анализу, который поэтому
неминуемо и предстоит нам.
Прежде всего надо заметить, что мужчина по своей природе обнаруживает
склонность к непостоянству в любви, а женщина - к постоянству. Любовь
мужчины заметно слабеет с того момента, когда она получит себе
удовлетворение: почти всякая другая женщина для него более привлекательна,
чем та, которою он уже обладает, и он жаждет перемены; любовь женщины,
наоборот, именно с этого момента возрастает. Это - результат целей, которые
ставит себе природа: она заинтересована в сохранении, а потому и в возможно
большем размножении всякого данного рода существ. В самом деле: мужчина
легко может произвести на свет больше ста детей в год, если к его услугам
будет столько же женщин; напротив того, женщина, сколько бы мужчин она ни
знала, все-таки может произвести на свет только одно дитя в год (я не говорю
здесь о двойнях). Вот почему он всегда засматривается на других женщин, она
же сильно привязывается к одному, ибо природа инстинктивно и без всякой
рефлексии побуждает ее заботиться о кормильце и защитнике будущего
потомства. И оттого супружеская верность имеет у мужчины характер
искусственный, а у женщины - естественный, и таким образом, прелюбодеяние
женщины как в объективном отношении, по своим последствиям, так и в
субъективном отношении, по своей противоестественности, гораздо
непростительнее, чем прелюбодеяние мужчины.
Но чтобы не быть голословным и вполне убедиться в том, что удовольствие,
которое нам доставляет другой пол, как бы объективно оно ни казалось, на
самом деле не что иное, как замаскированный инстинкт, т.е. дух рода,
стремящегося к сохранению своего типа, для этого мы должны точно исследовать
даже те мотивы, которые руководят нами при выборе объектов этого
удовольствия, и войти здесь в некоторые специальные подробности, как ни
странно может показаться, что такие детали находят себе место в философском
произведении. Эти мотивы распадаются на следующие категории: одни из них
относятся к типу рода, т.е. к красоте, другие имеют своим предметом
психические свойства, наконец, третьи носят чисто относительный характер и
возникают из необходимости взаимных коррективов или нейтрализации
односторонностей и аномалий обоих любящих индивидуумов. Рассмотрим все эти
категории порознь.
Главное условие, определяющее наш выбор и нашу склонность, это - возраст.
В общем он удовлетворяет нас в этом отношении от того периода, когда
начинаются менструации, и до того, когда они прекращаются; но особенное
предпочтение отдаем мы поре от восемнадцати до двадцати восьми лет. За этими
пределами ни одна женщина не может быть для нас привлекательной: старая
женщина, т.е. уже не имеющая менструаций, вызывает у нас отвращение.
Молодость без красоты все еще привлекательна, красота без молодости -
никогда. Очевидно, соображение, которое здесь бессознательно руководит нами,
это - возможность деторождения вообще; оттого всякий индивидуум теряет свою
привлекательность для другого пола в той мере, в какой он удаляется от
периода наибольшей пригодности для производительной функции или для зачатия.
Второе условие, это - здоровье: острые болезни являются в наших глазах
только временной помехой; болезни же хронические или худосочие совершенно
отталкивают нас, потому что они переходят на ребенка. Третье условие, с
которым мы сообразуемся при выборе женщины, - это ее сложение, потому что на
нем зиждется тип рода. После старости и болезни ничто так не отталкивает
|
|