|
на свои именины? Она отвечала: "сидеть за столом между X и Z", - т.е. между
двумя офицерами. Другая, которой не было еще трех лет, увидя в полуоткрытую
дверь гостей, бросалась к няне, чтобы та надела ей красивый передник,
распустила ее волосы и опрыскала руки духами.
То же чувство кокетства, которое у девочки двух лет проявляется так
непосредственно и свободно, живет в виде неумирающего инстинкта и у
шестидесятилетней старухи. Если только женщина не испытала больших
страданий, срывающих многие листья с дерева жизни, она никогда не чувствует
себя состарившейся. Я помню, как часто моя старая тетка повторяла: "В
сущности, пятьдесят лет - это расцвет жизни!" И это казалось мне страшно
смешным, когда мне было пятнадцать лет и когда мне тридцатилетний возраст
представлялся глубокой старостью. Теперь, когда мне самой перевалило за
тридцать, я начинаю мириться с идеей моей старой тетки... Да, старость не
изглаживает в женщине стремлений к кокетству: забота о том, чтобы казаться
не столь "поблекшей", иметь еще кое-какие "остатки красоты", быть интересной
и, что всего удивительнее, наивное убеждение в успехе служит утешением
всякой поблекшей красавице.
Один мой приятель, хирург, рассказывал, что принужден был сделать
операцию одной старой даме с фальшивой челюстью. Она не предупредила его об
этом, потому что даже и на операционном столе не могла вынести мысли, что
она может показаться слишком некрасивой и дряхлой! Эта неосторожность могла
стоить ей жизни: она могла задохнуться во время хлороформирования!
Вспоминаю еще, с какой наивной радостью одна дама, которой было уже за
шестьдесят лет, рассказывала о маскараде, на котором в первый раз в жизни
была в маске и домино, как к ней подходили мужчины, ухаживали за ней,
называя ее "прелестной маской". И хотя смех, возбуждаемый в ее спутниках
этой ошибкой, должен бы отнять у нее всякую иллюзию, однако уже самый факт,
что старушка могла, как бы то ни было, произвести впечатление юности, грации
и прелести и зажечь крошечную искру желания, согревал ее сердце и придавал
блеск ее глазам!
Как пример кокетства, упорно живущего за пределами юности, приведем тот
факт, что знаменитая Диана де Пуатье, чтобы в 70 лет не показать, во что
превратилась ее красота, которую Брантом называл ни с чем не сравнимой,
всегда носила маску, даже когда отправлялась на охоту.
Ни бедность, ни богатство, ни социальное положение не влияют на кокетство
женщины, которое у всех женщин - в классе миллионеров и в классе пролетариев
- выражается почти одинаковым образом. Бедная модистка, готовая есть
черствый хлеб и пить воду, чтобы сберечь деньги на цветок к шляпке или на
ленту, не многим разнится в душе от тех богатых и знатных женщин, которые
украшают себя бриллиантами и жемчугами.
Принято думать вообще, что кокетство у женщин является следствием
постоянных сношений с мужчинами и есть результат желания обратить на себя их
внимание и привлечь их любовь. А между тем даже в заключении и в уединении
женщина сохраняет эту выдающуюся черту своего характера.
Не будем говорить о бедной Манон Леско, которая, умирая от жажды в
пустыне, бросает последний взгляд на свое зеркальце; но послушаем
свидетельство тюремных врачей и надзирателей, которые утверждают
единогласно, что заключение не только не уничтожает в женщине чувства
кокетства, но, наоборот, развивает и обостряет его. Заключенные для
удовлетворения этого чувства прибегают к самым любопытным средствам. Одна из
них, рассказывал мне один тюремный врач, переносила жажду, чтобы сохранить
воду в стакане, на дно которого положен был кусочек темно-синей бумаги;
таким образом получалось зеркало. Д-р Кадальцо, директор женского
исправительного заведения, дает много интересных сведений о заключенных.
Известно, что тюремные правила по отношению к одежде и туалету заключенных
весьма строги, что женщинам запрещено иметь белила, румяна, пудру и всякие
косметики. Но тщеславие их перед этим не останавливается. Многие ухитрились
добыть себе "белила" следующим образом: они терпеливо облизывали стены своих
камер и, пережевывая известь, получали нечто вроде "белил", которыми с
гордостью вымазывали себе лицо. Одна из них была разрисована, как балетная
танцовщица, и никто не мог понять, откуда она достала столько краски. Тщетно
обыскали всю ее камеру и наконец-таки нашли ключ к загадке: полотно, из
которого сделаны были рубашки заключенных, имело красную нитку в основе.
Женщина вытаскивала эти нитки, клала их в небольшое количество воды и
оставляла их в ней до тех пор, пока вода не окрашивалась в красный цвет: эта
вода и служила ей румянами.
Д-р Кадальцо рассказывает еще один весьма характерный факт. Одна из
заключенных сфабриковала себе корсет: очевидно, корсет был идеалом
элегантности для нее. Приведенная в отчаяние неуклюжестью тюремного
"мундира", эта заключенная нашла способ обмануть бдительность надзирателей и
смастерила себе корсет из проволоки, которую вытаскивала из металлической
сетки окон. Обратите внимание на всю сложность предприятия. Такие сетки
находились в карцере, куда запирали заключенных за какой-нибудь проступок
против дисциплины. Корсет этот она затянула на себе так, что однажды за
обедней упала в обморок: таким образом открылась ее тайна. Чтобы добыть себе
необходимую для ее пресловутого корсета проволоку, ей пришлось нарочно
подводить себя под наказание множество раз, чтобы проникнуть в камеру, где
находилась драгоценная решетка: никогда еще, кажется, корсет не обходился
так дорого! - Малейшее изменение или улучшение, вводимое в грубое форменное
платье тюрьмы, служит предметом глубокомысленных обсуждений со стороны
|
|