|
Предисловие
Эта книга представляет собой переработанное и исправленное издание моей работы
"Мотивация и личность". Я постарался воплотить в ней итог своих размышлений за
последние шестнадцать лет, а размышлений было очень и очень много. Я не
переписывал все заново, и все-таки полагаю, что это издание существенным
образом отлично от предыдущего, поскольку даже сама главная идея книги
подверглась ревизии, о чем я подробно расскажу ниже.
Впервые вышедшая в свет в 1954 году, эта работа, в сущности, представляла собой
попытку построения такой теории, которая базировалась бы на классической
психологии того времени и в то же самое время никак не отвергала бы ее и не
противостояла бы ей. Я пытался расширить наши представления о личности, выходя
на "высшие" уровни человеческой природы. (Я даже подумывал назвать ее "Дальние
рубежи развития человека".) Если бы вы попросили меня кратко изложить основной
тезис той книги, то я бы сказал так: психология много толковала о человеческой
природе, но кроме этой природы человек имеет еще и высшую природу, и эта его
природа инстинктоподобна, то есть составляет часть его сущности. Если бы вы
позволили мне слегка пояснить этот тезис, я бы добавил, что, в отличие от
бихевиористов и психоаналитиков фрейдистского толка, исповедующих аналитический,
диссекционистский, атомистический, ньютоновский подход к человеку и к его
природе, я убежден в холистичности человеческой натуры.
Иначе говоря, я ценю эмпирический багаж, накопленный экспериментальной
психологией и психоанализом, но мне претят проповедуемые этими науками идеи.
Мне близок экспериментаторский задор бихевиоризма и всеобнажающий,
всепроникающий дух психоанализа, но я не могу согласиться с тем видением
человека, которое они предлагают. Иначе говоря, своей книгой я представляю иную
философию человеческой природы, предпринимаю попытку иначе очертить образ
человека.
Однако, если раньше я воспринимал свои разногласия с бихевиоризмом и
психоанализом как спор, не выходящий за рамки психологии, то теперь я вижу в
них локальное проявление нового Zeitgeist, своего рода знамения времени, я
воспринимаю их как признак зарождения новой генерализованной и всеохватывающей
философии жизни. Это новое гуманистическое мировоззрение внушает мне радость и
оптимизм; оно. как мне кажется, может оказаться плодотворным в любой области
человеческого знания, будь то экономика, социология или биология, в любой сфере
профессионального знания – в юриспруденции, политике, медицине; оно поможет нам
понять истинное значение таких социальных институтов как семья, религия,
образование. Именно это убеждение побудило меня переработать свою книгу,
посвятив ее изложению новой психологии. Эта психология – лишь часть общего
мировоззрения, одна из составляющих всеобъемлющей философии жизни, философии,
пока не приобретшей завершенной формы, но которая видится нам все более и более
возможной, а значит, требует к себе серьезного отношения.
Не могу не упомянуть здесь крайне огорчительный для меня факт, заключающийся в
том, что это поистине революционное знание (новое представление о человеке,
обществе, природе, ценностях, новое понимание науки, философии и т.п.) до сих
пор не попало в поле зрения наших интеллектуалов, а порой сознательно не
замечается ими, особенно теми, в чьем ведении находятся средства связи с
образованной частью общества и молодежью. (Отчасти поэтому я говорю о "тайной
революции".)
Мировоззрение очень многих представителей интеллектуальной элиты отмечено
печатью глубокой безысходности и цинизма, цинизма, доходящего порой до
разъедающей душу злобы, даже жестокости. Эти интеллектуалы отрицают возможность
совершенствования человека и общества, отказываются видеть внутренние,
сущностные ценности, заложенные в каждом человеке, не признают за ним
жизнелюбия и любви.
Ставя под сомнение такие исконно человеческие качества как честность, доброта,
великодушие, любовь, они выходят за рамки умеренного, здравого скептицизма и
проявляют откровенную враждебность по отношению к тем представителям рода
человеческого, которые демонстрируют им эти качества. Они потешаются над
хорошим человеком, считая его глупым и наивным, они придумывают ему прозвища,
называя его то "бойскаутом", то "пай-мальчиком". Столь агрессивное
развенчивание, эту ненависть и уничижение уже нельзя назвать презрением – порой
это напоминает отчаянную попытку защититься, оградить себя от людей, которые
стараются одурачить их, провести, заморочить им голову. Я полагаю,
психоаналитик увидел бы в этом динамику злобы и мщения за пережитые в прошлом
разочарования и крах иллюзий.
Этой субкультуре безнадежности, этой установке "ты ничем не лучше", этой
антиморали, в основе которой лежат агрессия, безнадежность, где нет места для
доброй воли, прямо противостоит гуманистическая психология, вооруженная данными
предварительных исследований, которые представлены в этой книге, и трудами,
указанными в библиографии. Несмотря на то, что нам все еще приходится соблюдать
известную осторожность, рассуждая о предпосылках "хорошего" в человеческой
природе (см. главы 7, 9, 11 и 16), мы уже вправе со всей убежденностью
отвергнуть лишающее нас надежды суждение об изначальной порочности и злобности
человеческой природы. Нам предстоит доказать, что убежденность в порочности
человеческой натуры не может и дальше быть делом вкуса. Данные наших
исследований позволяют говорить, что в настоящее время ее могут питать только
сознательная слепота и невежество, только нежелание считаться с объективными
фактами. И потому такого рода предвзятое отношение к человеку следует считать
скорее личностной проекцией, нежели обоснованной философской или научной
позицией.
Гуманистическая, холистичная концепция науки, представленная в первых двух
гла
|
|