|
ах этой книги и в Приложении В, получила мощное подтверждение в виде
многочисленных работ, увидевших свет за последние десять лет. Особенно хочется
отметить замечательную книгу М. Полани Personal Knowledge (376). Мысли,
изложенные в этой работе, во многом перекликаются с идеями моей "Психологии
науки" (292). Обе работы очевидно конфронтируют с классическим,
конвенциональным видением науки, обе предлагают отличную от общепринятой точку
зрения на человека.
Вся моя книга представляет собой страстную проповедь холистичного подхода, но в
самом емком и, возможно, в самом трудном для понимания виде этот подход
представлен в Приложении В. Трудно что-либо противопоставить холизму как основе
научного мировоззрения, его полномочия очевидны, а истинность не вызывает
сомнений, – в конце концов, космос един и внутренне взаимосвязан, всякое
общество едино и внутренне взаимосвязано, всякий человек един и внутренне
взаимосвязан и т. д., – однако же, холистичный подход пока почти не находит
применения в науке, он до сих пор не используется в том качестве, в котором
должен был бы использоваться, а именно как способ мировоззрения. В последнее
время я все больше склоняюсь к мысли о том, что атомистический способ мышления
следует рассматривать как мягкую форму психопатологии или, по крайней мере, как
одну из составляющих синдрома когнитивной незрелости. Мне кажется, что
холистичный способ мышления и понимания совершенно естествен, естествен до
автоматизма для здоровых, самоактуализирующихся людей и, напротив, чрезвычайно
труден для менее развитых, менее зрелых, менее здоровых представителей рода
человеческого. Это, конечно, только мое впечатление, и я не стал бы слишком
настаивать на нем. Однако я бы предложил его в качестве гипотезы. требующей
проверки, тем более, что проверить ее не так уж трудно.
У теории мотивации, подробно изложенной в главах 3-7, к которой я постоянно
обращаюсь на протяжение всей книги, весьма любопытная история. Впервые я
представил ее на суд психоаналитического общества в 1942 году, и тогда она
выглядела как робкая попытка интегрировать в единую теоретическую структуру те
истины, о которых столь по-разному толковали Фрейд, Адлер, Юнг, Д. М. Леви,
Фромм, Хорни и Гольдштейн. Мой, тогда очень поверхностный опыт
психотерапевтической работы подтолкнул меня к мысли о том, что каждый из этих
великих авторов был по-своему прав, что их тезисы применимы в разных случаях и
к разным пациентам. Меня же в то время волновал частный вопрос клинического
характера: какие конкретно из ранних деприваций приводят к неврозу? Какие
методы психотерапии исцеляют невроз? Какая профилактика предотвращает невроз? В
каком порядке следует применять те или иные методы психотерапии? Какие из них
наиболее действенны? Какие можно считать базовыми, а какие – нет?
Теперь я могу со всей уверенностью заявить, что теория оказалась вполне
состоятельной в клиническом, социальном и персонологическом планах, но ей все
еще недостает багажа лабораторных и экспериментальных исследований. Многие люди
находят ей подтверждение в своем личном жизненном опыте, зачастую она
становится основанием, помогающим им осмыслить и понять свою внутреннюю жизнь.
Большинство людей ощущает в ней непосредственную, личную, субъективную
правдивость. И все-таки до сих пор ей насущно недостает экспериментальных
подтверждений.
В некоторой степени восполнить нехватку эмпирического материала помогает работа
Дугласа Мак-Грегора (332), применившего принципы теории мотивации при
исследовании производственных отношений. И дело даже не только в том, что он
счел полезным структурировать данные своих наблюдений в соответствии с теорией
мотивации, но и в том, что его наблюдения впоследствии позволили валидизировать
и верифицировать саму теорию. Сегодня именно такого рода исследования, а вовсе
не лабораторные эксперименты, приносят все больше эмпирических подтверждений
нашей теории. (Библиография к данной книге представляет собой практически
исчерпывающий перечень такого рода подтверждений.)
Назидание, которое я вынес из осмысления этого и иных аргументов в пользу
теории мотивации, которыми щедро снабжала меня жизнь во всем ее разнообразии,
таково: рассуждая о потребностях человека, мы обращаемся к самой сути его
существования. А разве имеет смысл надеяться, что суть человеческого
существования может быть выявлена при помощи лабораторного опыта, посредством
экспериментов с животными? Совершенно очевидно, что для этого необходима
реальная жизненная ситуация, необходимо исследование человека в его
взаимодействии с социумом. Только таким образом наша теория может быть
подтверждена или опровергнута.
Глава 4 основана на клиническом опыте. Это заметно уже хотя бы потому, что
особое внимание в ней уделяется факторам, порождающим невроз, мотивам,
прекрасно известным любому психотерапевту, таким как инерция и лень, сенсорные
удовольствия, потребность в сенсорной стимуляции и активности, вкус к жизни или
отсутствие оного, вера в будущее или безнадежность, тенденция к регрессии,
большая или меньшая готовность уступить страху, боязни, ужасу и т.п.; сверх
того в ней идет речь о высших человеческих ценностях, тоже выступающих в
качестве мотивации человеческого поведения, – о красоте и правде, о
совершенстве и завершенности, о справедливости и порядке, об упорядоченности и
гармонии и т.д.
Я обращаюсь к высшим человеческим ценностям не только в главах 3 и 4 этой книги,
они подробно обсуждаются в главах 3, 4 и 5 "На подступах к психологии бытия"
(295), в главе "О жалобах низших уровней, жалобах высших уровней и
мета-жалобах" в работе "Евпсихичное управление" (291), а также в работе "Теория
метамотивации: биологические основания ценностной жизни" (314).
Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игнорировать его
высшие устремления. Такие термины как "личностный рост", "самоактуализация",
"ст
|
|