|
вание успеха, но и переживание неудачи, трагедии, поражения, равно
как и чувство ответственности за близких людей; они не освободились от
перфекционистских иллюзий и не стали реалистами, они не примирились со смертью,
не научились терпению: они не успели познать свои пороки и потому не умеют
сострадать порокам других; они пока не умеют быть снисходительными к родителям
и взрослым, уважать власть и авторитеты; они не получили достаточного
образования и не открыли для себя пути, ведущие к мудрости; им недостает
мужества, чтобы достойно принять безвестность, отсутствие признания, они
стесняются быть хорошими, добродетельными людьми, и т.д. и т.п.
В любом случае, о какой бы возрастной категории мы ни говорили, я считаю, что с
точки зрения психологической стратегии было бы полезно различать понятия
зрелости, дочеловечивания, самоактуализации, с одной стороны, и понятие
здоровья – с другой. Здоровье разумнее было бы трактовать как "развитие и
движение в сторону самоактуализации": в такой трактовке концепция здоровья
наполняется особым смыслом и становится вполне доступной для научного изучения.
Проведенные мною исследования молодых людей, студентов колледжа позволяют мне
настаивать на принципиальной возможности обнаружения эмпирических различий
между "здоровым" и "нездоровым". У меня сложилось впечатление, что здоровые
юноши и девушки продолжают расти: они приятны и привлекательны, в них нет
злобы; в глубине души они добры и альтруистичны (хотя и стыдятся проявлений
этих качеств), они могут быть нежными сыновьями и дочерьми, они готовы дарить
свою любовь тем представителям старшего поколения, которые, на их взгляд,
заслуживают этого. В среде сверстников они зачастую чувствуют себя неуверенно,
так как их мнения, вкусы и пристрастия более традиционны, более искренни, более
метамотивированы (а значит, и более добропорядочны), чем мнения и вкусы
среднего большинства. Втайне они испытывают неловкость, сталкиваясь с
проявлениями жестокости, злобы и стадного чувства, которые мы часто можем
наблюдать в молодежной среде.
Разумеется, у меня нет полной уверенности в том, что вышеописанный синдром
здоровья служит прямой дорогой к самоактуализации в зрелом возрасте. Только
долгосрочные исследования могут дать однозначный ответ на этот вопрос.
Я определил моих самоактуализирующихся испытуемых как людей, трансцендировавших
свою принадлежность к той или иной национальности, и мог бы добавить, что
каждый из них преодолел свою классовую и кастовую принадлежность. Так
показывают мои исследования, хотя я, признаться, ожидал обнаружить, что
достаток и высокое социальное положение повышают вероятность самоактуализации.
При работе над этим изданием я поднял еще один вопрос, а именно: "Правда ли,
что самоактуализация возможна только в окружении "хороших" людей, только в
хорошем обществе?" И теперь, оглядываясь назад, могу поделиться впечатлением,
которое, конечно, требует проверки. Как мне кажется, самоактуализирующиеся люди
по сути своей очень гибки, они способны адаптироваться к любой среде, к любому
окружению. С хорошими людьми они обращаются именно так, как того заслуживают
хорошие люди, тогда как к плохим относятся именно как к плохим.
Полезным для лучшего понимания самоактуализирующегося человека оказался вывод,
который я сделал в процессе изучения "жалоб" (291), – я обнаружил, что многие
люди не умеют ценить возможность удовлетворения потребностей и желаний, а порой
с пренебрежением относятся к уже Удовлетворенной потребности.
Самоактуализирующимся индивидуумам почти не свойственно это заблуждение,
которое служит источником многих человеческих страданий. Другими словами,
самоактуализирующиеся люди умеют быть "благодарными". Они всегда помнят о
дарованных им жизнью благах. Для них чудо всегда остается чудом, даже если они
сталкиваются с ним вновь и вновь. Именно эта способность непрестанно осознавать
ниспосланную им удачу, именно эта благодарность судьбе за возможность
наслаждаться благами жизни служит гарантией того, что жизнь для них никогда не
утратит свою ценность, привлекательность и новизну.
Признаться, я испытал большое облегчение, когда мне удалось благополучно
завершить исследование самоактуализирующихся людей. Начиналось оно как азартная
игра, я упрямо пытался доказать то, что нашептывала мне интуиция, зачастую
поступаясь при этом то одним, то другим из основных канонов научного метода и
философской критики. Я руководствовался правилами, которые я сам придумал, и
прекрасно понимал, сколь тонок лед под моими ногами. Неудивительно, что на всем
протяжении исследований я не мог избавиться от тревоги, сомнений и внутренних
противоречий.
За последние несколько десятилетий мои предположения много раз были проверены и
подтверждены (см. библиографию), и, казалось бы, теперь я мог бы перестать
тревожиться. Однако мне слишком хорошо известно, что главные методологические и
теоретические проблемы все еще не решены. Проделанная нами работа – лишь начало
долгого пути. Теперь в нашем распоряжении имеются гораздо более объективные,
согласованные и безличные методы отбора самоактуализирующихся (здоровых,
дочеловечивающихся, самостоятельных) людей, чем прежде. Четко обозначен
кросс-культурный аспект работы. Длительные исследования людей, от колыбели до
могилы, предоставят нам подтверждения нашей правоты, единственно надежные, по
моему мнению. Выборки испытуемых будут более репрезентативны, в отличие от
моего принципа отбора, более сходного с выбором чемпионов Олимпийских игр. Нам
предстоит более обстоятельно, чем это делал я, исследовать самые "упрямые" из
дурных привычек лучших представителей рода человеческого, и мы приблизимся к
пониманию самой сущности человеческого зла.
Я убежден, что такого рода исследования преобразят наше понимание науки (292),
этики и ценностей (314), религии (293), труда, менеджмента и межличностных
отношений (291), общества (312), и кто знает чего еще. Кроме того, я думаю, что
большие социальные и образовательные изменения могли бы начаться почти
немедленно, если, например, мы убедили бы нашу м
|
|