|
остое
смотрение на вещи и что мое непонимание произрастает из моей
настойчивости говорить.
Несколько часов спустя дон Хуан опять вернулся к теме
олли. Я чувствовал, что его каким-то образом раздражают мои
вопросы, поэтому я больше не нажимал на него. Он тогда
показывал мне, как делать ловушку для кроликов; мне надо
было держать длинную палку и сгибать ее насколько можно
сильнее, так, чтобы он мог привязать к концам палки шнур.
Палка была довольно тонкой, но все же требовалась
значительная сила, чтобы согнуть ее. Мои руки и голова
дрожали от напряжения, и я почти выдохся к тому времени, как
он привязал, наконец, шнур.
Мы уселись, и он начал говорить. Он сказал, что ему
ясно, что я ничего не могу уразуметь до тех пор, пока не
обговорю это, и поэтому он не возражает против моих вопросов
и собирается рассказать мне об олли.
- Олли не в дымке, - сказал он. - дымок берет тебя
туда, где находится олли, а когда ты станешь с олли одним
целым, то тебе больше не понадобится курить. С этих пор ты
сможешь призывать своего олли по желанию и заставлять его
делать все, что пожелаешь. Олли не плохие и не хорошие, но
используются магами для той цели, для какой они найдут их
пригодными. Мне нравится дымок, как олли, потому что он не
требует от меня многого. Он постоянен и честен.
- Каким ты видишь олли, дон Хуан? Те трое людей,
которых я, например, видел, выглядели для меня обычными
людьми; как бы они выглядели для тебя?
- Они выглядели бы обычными людьми.
- Но тогда как же ты можешь отличить их от обычных
людей?
- Обычные люди выглядят светящимися яйцами, когда ты
в и д и ш ь их. Не люди всегда выглядят, как люди. Вот что
я имел в виду, когда сказал, что ты не можешь у в и-
д е т ь олли. Олли принимают разную форму. Они выглядят,
как собаки, койоты, птицы, даже как репейники или что угодно
другое. Единственное различие в том, что когда ты
в и д и ш ь их, то они выглядят совершенно так, как то,
форму чего они принимают. Все имеет свою собственную форму
бытия, когда ты в и д и ш ь . Точно также, как люди
выглядят яйцами, другие вещи выглядят, как что-либо еще, но
олли можно видеть только в той форме, которую они
изображают. Эта форма достаточно хороша, чтобы обмануть
глаза, наши глаза то есть. Собака никогда не обманется и
точно также ворона.
- Но зачем они хотят нас обманывать?
- Я считаю нас шутами. Мы обманываем сами себя. Олли
просто принимают внешнюю форму того, что есть вокруг, а
затем мы принимаем их за то, чем они не являются. Не их
вина, что мы приучили наши глаза только смотреть на вещи.
- Мне не ясна их функция, дон Хуан. Что делают олли в
мире?
- Это все равно, что спросить меня, что мы, люди,
делаем в мире. Я действительно не знаю. Мы здесь, и это все.
И олли здесь также, как мы; и, может быть, были здесь и до
нас.
- Что ты хочешь этим сказать, дон Хуан: "до нас"?
- Мы, люди, не всегда были здесь.
- Ты имеешь в виду здесь в стране или здесь в мире?
Мы вошли в длительный спор. Дон Хуан сказал, что для
него существует только один мир - то место, куда он ставит
свои ноги. Я спросил его, откуда он знает, что мы не всегда
были в мире.
- Очень просто, - сказал он. - мы, люди, очень мало
знаем о мире. Койот знает намного больше нас. Койот едва ли
когда-нибудь обманывается внешним видом мира.
- Как же мы тогда ухитряемся их ловить и убивать? -
спросил я. - Если они не обманываются внешним видом, то как
же они так легко умирают?
Дон Хуан смотрел на меня до тех пор, пока я не
почувствовал замешательства.
- Мы можем поймать или отравить, или застрелить койота,
- Сказал он, - он для нас легкая жертва, потому что он не
знаком с манипуляциями человека. Однако, если койот выживет,
то можешь быть уверен, что мы его не поймаем во второй раз.
Хороший охотник знает это и никогда не ставит свои ловушки
дважды на одно и то же место. Потому что, если койот умер в
ловушке, то каждый койот может в и д е т ь его смерть,
которая остается там и далее, и, таким образом, они будут
избегать ловушки или даже всего того места, где она была
поставлена. Мы, с другой стороны, никогда н е в и д и м
смерти, которая остается на том месте, где умер
|
|