|
варивает и смеется, стоя
над моей головой. Я проснулся.
- Ты нашел точку, - сказал он.
Сначала я не понял его, но он вновь сказал, что то
место, где я заснул, и было лучшим местом. Он опять меня
спросил, как я чувствовал себя, лежа там. Я сказал, что
действительно не вижу никакой разницы.
Он попросил меня сравнить свое ощущение в этот момент с
теми, которые были у меня на втором месте. В первый раз мне
пришло в голову, что, пожалуй, я не смогу объяснить мои
ощущения предыдущей ночью. Но по какой-то необъяснимой
причине я действительно боялся второго места и не сел на
него. Он заметил, что только дурак может не заметить
разницы.
Я спросил, имеет ли каждое из этих двух мест свое
название. Он сказал, что хорошее место называется "сиденье",
а плохое зовут "врагом". Он сказал, что эти два места были
ключом к самочувствию человека, особенно такого человека,
который ищет знания. Простой акт сидения на своем месте
создает высшую силу, с другой стороны - "враг" ослабляет
человека и даже может вызвать его смерть. Он сказал, что я
восполнил свою энергию, обильно растраченную минувшей ночью
тем, что прикорнул на своем месте.
Он сказал, что окраски, которые я видел в связи с
каждым из этих мест, имеют то же общее действие, придавая
силы или уменьшая их.
Я спросил его, есть ли для меня другие места, подобные
тем двум, что я нашел, и как мне следует искать их. Он
сказал, что в мире есть очень много мест, не похожих на эти
два, и что лучший способ находить их - это замечая их
соответствующие цвета.
Для меня осталось неясно, решил я задачу или нет в
действительности, и я даже не был убежден, что проблема
вообще была, я не мог избавиться от ощущения, что все это
было натянуто и спорно. Я был уверен, что дон Хуан всю ночь
следил за мной и затем стал шутить надо мной, говоря, что то
место, где я заснул, было тем местом, которое я искал. И,
однако же, я не мог найти логической причины для такого
поступка, и когда он приказал мне сесть на второе место, я
не смог этого сделать. Имелся странный пробел между моим
прагматическим опытом боязни "второго места" и моими
рациональными рассуждениями обо всем этом в целом.
Дон Хуан, с другой стороны, был очень убежден, что я
добился успеха и, поступая согласно своему условию, уверил,
что станет учить меня о пейоте.
- Ты просил учить тебя о мескалито, - сказал он. - Я
хотел узнать, есть ли у тебя достаточно сил, чтобы
встретиться с ним лицом к лицу. Мескалито - это нечто такое,
над чем нельзя шутить. Ты должен уметь владеть своими
ресурсами. Сейчас я знаю, что могу принять одно твое
желание, как достаточную причину, чтобы тебя учить.
- Ты действительно собираешься учить меня о пейоте?
- Я предпочитаю называть его мескалито. Делай и ты так
же.
- Когда ты собираешься начать?
- Это не так просто. Сначала ты должен быть готов.
- Я думаю, что готов.
- Это не шутка. Ты должен подождать, пока не останется
сомнений, и тогда ты встретишься с ним.
- Мне следует подготовиться?
- Нет, тебе просто следует ждать. Ты сможешь отказаться
от всей этой идеи через некоторое время. Ты легко устаешь.
Прошлой ночью ты был готов сдаться, как только почувствовал
трудность. Мескалито требует очень серьезного намерения.
Глава 2
Понедельник, 7 августа 1961 года.
Я приехал к дому дона Хуана в Аризоне примерно в 7
часов вечера в пятницу. На веранде вместе с ним сидели еще
пять индейцев. Я поздоровался с ними и сел, ожидая, что они
что-нибудь скажут. После формального молчания один из мужчин
поднялся, подошел ко мне и сказал:
- Добрый вечер.
Я поднялся и ответил:
- Добрый вечер.
Затем все остальные мужчины поднялись и подошли ко мне,
и все мы пробормотали "добрый вечер" и пожали друг другу
руки или просто трогая кончиками пальцев один другого, или
подержав руку секунду и затем резко опуская ее.
Мы снова уселись. Они казались довольно застенчивыми
из-за молчаливости, хотя все говорили по-испански.
Должно быть, около половины восьмого они все внезапно
поднялись и
|
|