|
лазерной технологии, голографии, квантово- релятивистской физики и в
исследованиях мозга привели к открытию новых принципов, открывающих далеко
идущие перспективы для современных исследований сознания и для науки в целом.
Эти принципы были названы холономными, холографическими или холограммными,
потому что они являют собой захватывающую альтернативу конвенциальному
пониманию отношений целого и его частей. Их уникальную природу лучше всего
можно продемонстрировать на процессе записи, воспроизведения и комбинирования
информации техническими средствами оптической голографии
Важно отметить, что еще преждевременно говорить о "холономной теории
Вселенной и мозга", как это делалось в недавнем прошлом. В настоящее время мы
имеем дело с мозаикой удивительных и важных данных и теорий из различных
областей, еще не интегрированных в исчерпывающую концептуальную систему. И тем
не менее, холономный подход - выделяющий интерференцию волновых паттернов, а не
механические взаимодействия, и информацию, а не субстанцию - представляет собой
многообещающий инструмент для нужд современного научного понимания волновой
природы вселенной. Новые интуитивные прозрения затрагивают такие
фундаментальные проблемы, как упорядочивающие и организующие принципы
реальности и центральной нервной системы, распределение информации в космосе и
в мозге, природа памяти, механизмы восприятия, взаимоотношение частей и целого.
У современного холономного подхода к Вселенной есть исторические
предшественники в древней индийской и китайской духовной философии, в
монадологии великого немецкого философа и математика Готфрида Вильгельма фон
Лейбница (Leibnitz, 1951)
Трансценденция конвенциального различия частей и целого, являющаяся
главным достижением холономной модели, это сущностная характеристика самых
разных систем вечной философии. Поэтический образ ожерелья ведического бога
Индры - прекрасная иллюстрация этого принципа. В "Аватамсака-сутре" записано:
"В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь
на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же
каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи
и на самом деле есть все остальное". Сэр Чарльз Блайт (Bliot, 1969), цитируя
этот отрывок, добавляет: "В каждой частице пыли присутствует бесчисленное
множество Будд"
Сходный образ древнекитайской традиции можно найти в буддистской школе
хуаянь; это холистический взгляд на Вселенную, воплощающий одно из наиболее
глубоких прозрений, когда-либо достигнутых человеческим разумом. Императрица By,
которая оказалась не в состоянии одолеть сложности хуаяньской литературы,
попросила Фа Цанга, одного из основателей школы, дать ей практическую и простую
демонстрацию космической взаимозависимости
Фа Цанг сначала подвесил горящий светильник к потолку комнаты,
уставленной зеркалами, чтобы показать отношение Единого к многому.
Затем он поместил в центре комнаты маленький кристалл и, показав, что все
окружающее отражается в нем, проиллюстрировал, как в Предельной Реальности
бесконечно малое содержит бесконечно большое, а бесконечно большое - бесконечно
малое. Проделав все это, Фа Цанг заметил, что, к сожалению, эта статичная
модель неспособна отразить вековечное, многомерное движение во Вселенной и
беспрепятственное взаимное проникновение Времени и Вечности, а также прошлого,
настоящего и будущего (Franck, 1976)
В джайнской традиции холономный подход к миру представлен наиболее
изощренным и проработанным образом. Согласно этой космологии, феноменальный мир
представляет собой сложную систему заблудших частиц сознания (джив),
захваченных материей на различных стадиях космического цикла. Эта система
наделяет сознанием и дживами не только человеческую и животную формы, но также
растения, неорганические объекты и процессы. Монады в философии Лейбница имеют
много характеристик, сходных с дживами (Leibnitz, 1951); все знание о
целокупной Вселенной можно вывести из информации, относящейся к
одной-единственной монаде. Интересно, что именно Лейбниц изобрел математический
аппарат, который теперь применяется в голографии
(Техника голографии. Лазерный луч расщепляется посеребренным
полупрозрачным зеркалом. Одна его часть (рабочий луч), проходящая насквозь,
направляется на фотографируемый объект и, отразившись от него, попадает на
фотографическую пластину. Другая часть (вспомогательный луч) отражается прямо
на пластину. Когда два луча снова соединяются, интерференционная картина
запечатлевается на эмульсионной пленке. Теперь при освещении этой картины будет
воссоздаваться трехмерный образ объекта.) Технику голографии можно использовать
как мощную метафору нового подхода и яркую иллюстрацию его принципов. Поэтому
уместно будет начать с описания ее базовых технологических аспектов. Голография
- это трехмерная, безлинзовая фотография, способная воспроизводить необычайно
реалистичные образы материальных объектов
Математические принципы этой революционной техники были разработаны
английским ученым Дэнисом Гэбором в конце 40-х годов; в 1971 году Гэбор получил
за свое открытие Нобелевскую премию. Голограммы и голографию невозможно понять
в терминах геометрической оптики, в которой свет складывается из дискретных
частиц, фотонов. Голографический метод основан на принципе суперпозиции и на
паттернах интерференции, что предполагает волновое понимание света. Принципы
геометрической оптики дают адекватное приближение для многих оптических
инструментов, включая телескоп, микроскоп, фото- и кинокамеру. Они используют
только свет, отраженный от объекта, и его интенсивность, но не его фазу. Запись
интерференции световых паттернов в механической оптике не обеспечивается. А это
как раз и является сущностью голографии, которая основана на интерференции
|
|