|
"формирующей причинности". По теории Шелдрэйка, живые организмы это не просто
сложные биологические машины; жизнь не может быть сведена к химическим реакциям.
Форма, развитие и поведение организмов определяются "морфогенетическими
полями", которые в настоящее время не могут быть обнаружены, измерены или
поняты физикой. Эти поля создаются формой и поведением живших в прошлом
организмов того же вида посредством прямой связи сквозь пространство и время и
обладают кумулятивными свойствами. Если у достаточного числа представителей
вида развились какие-то организменные свойства или особые формы поведения, это
автоматически передается другим особям, даже если между ними нет обычных форм
контакта". Явление "морфического резонанса", как назвал его Шелдрэйк, относится
не только к живым организмам, его можно увидеть в таких элементарных явлениях,
как рост кристаллов
Какой бы неправдоподобной и абсурдной не казалась эта теория
механистически ориентированному уму, она проверяема, в отличие от базисных
метафизических положений материалистического мировоззрения
Уже сейчас, на своем раннем этапе она подтверждается экспериментами на
крысах и наблюдениями за обезьянами. Шелдрэйк вполне осознает, что его теория
имеет далеко идущие приложения в психологии, и сам говорил о ее связи с
юнговской концепцией коллективного бессознательного
Обзор новых направлений в науке будет неполным, если не отметить работу
Артура Янга (Young, 1976а, 1976в). Его теория процессов серьезно претендует на
роль будущей научной метапарадигмы. Она организует и самым исчерпывающим
образом объясняет данные из ряда дисциплин: геометрии, квантовой теории и
теории относительности, химии, биологии, ботаники, зоологии, психологии и
истории, объединяя их во всеобъемлющее космологическое видение. Модель
Вселенной Янга имеет четыре уровня, определяемые степенями свободы и
ограниченности, и семь последовательных ступеней: свет, ядерные частицы, атомы,
молекулы, растения, животные и люди. Янгу удалось открыть фундаментальный
паттерн вселенского процесса, повторяющийся вновь и вновь на различных уровнях
эволюции в природе. Кроме широких возможностей объяснения явлений, эта
концепция обладает возможностями их предсказания
Подобно периодической системе Менделеева, она способна предсказывать
естественные явления в их специфических аспектах
Приписывая решающую роль во Вселенной свету и целенаправленному влиянию
квантов действия, Янг перекинул мост через пропасть, разделяющую науку,
мифологию и "вечную философию". Его метапарадигма согласуется поэтому не только
с лучшим в науке, но может также применяться к необъективным и неопределимым
аспектам реальности далеко за ее установившимися пределами. О теории Янга не
стоит рассуждать без солидных познаний в нескольких научных областях, так что
заинтересованному читателю следует обратиться к оригинальной работе
В настоящее время невозможно, как видно, объяснить все революционные
открытия современной науки, обсужденные в этои главе, в связной и всесторонней
новой парадигме. Однако все они имеют по-видимому кое-что общее, а именно,
разделяемое их сторонниками глубокое убеждение, что механистический образ
Вселенной, созданный ньютоно-картезианской наукой, не может больше считаться
точной и окончательно установленной моделью реальности. Понятие космоса как
гигантской супермашины, собранной из бесчисленных отдельных объектов и
существующей независимо от наблюдателя, уже устарело и отправлено в
исторический архив науки. Исправленная модель показывает Вселенную единой и
неделимой сетью событий и взаимосвязей; ее части представляют разные аспекты и
паттерны одного интегрального процесса невообразимой сложности. Как
предсказывал более пятидесяти лет назад Джеймс Джинс (Jeans, 1930), Вселенная
современной физики больше похожа на систему мыслительных процессов, нежели на
гигантский часовой механизм. По мере того, как ученые проникают все глубже в
структуру материи и изучают многочисленные аспекты мировых процессов, понятие
твердой субстанции постепенно исчезает из этой картины, оставляя им только
архетипические паттерны, абстрактные математические формулы или универсальный
порядок. Следовательно, не будет странным предположить, что связующим принципом
в космической сети является сознание как первичный и нередуцируемый атрибут
существования
После обзора некоторых ярких открытий современной науки вернемся к
современным исследованиям сознания. По большей части они явно
несовместимы с ньютоно-картезианской парадигмой механистической науки, поэтому
интересно будет рассмотреть их отношение к различным сторонам нового научного
мировоззрения. Революционный потенциал данных, полученных в ходе современных
исследований сознания, меняется, видимо, вместе с уровнем наблюдения. Так,
переживания биографической природы не оказывают серьезного давления на
установившиеся способы мышления и могут требовать лишь небольших поправок в
существующих теориях
Перинатальный опыт требует более серьезных изменений в теории, но,
вероятно, и его можно ассимилировать без радикального сдвига парадигмы. А вот
существование трансперсональных переживаний наносит смертельный удар
механистическому мышлению и требует изменений в самом базисе научного
мировоззрения. Неизбежный резкий пересмотр особенно затронет те дисциплины,
которые остались под заклятием ньютоно-картезианской парадигмы и до сих пор
принимают принципы этой модели, созданной в XVII веке, за принципы науки
Фритьоф Капра (Сарга, 1975; 1982) и другие показали, что мировоззрение
современной физики приближается к мистическому мировоззрению. В еще большей
степени это относится к современным исследованиям сознания, поскольку они
непосредственно имеют дело с состояниями сознания, как и мистические школы.
|
|