|
внешние события, как бы связанные весьма специфическим и значимым образом с
внутренней темой. Жизнь индивида в это время становится потрясающим собранием
самых необычных совпадений; он может временно попасть в мир, управляемый не
простой линейной причинностью, а синхроничностью, по терминологии Карла Густава
Юнга (Jung, 1960)
Бывало, что в жизни людей, которые на сеансах ЛСД-терапии приблизились к
переживаниям смерти Эго, начинали нарастать различные опасные события и
обстоятельства. И наоборот, они рассеивались почти магически, как только этот
процесс завершался. Можно подумать, что эти люди должны по каким-то причинам
пройти опыт полного уничтожения, но у них есть выбор сделать это на
символическом плане, во внутреннем мире, или же столкнуться с этим в реальности
Когда юнговский архетип всплывает в сознании индивида на сеансе
психоделической терапии, его основная тема тоже может стать явной и начать
развертываться в повседневности. Так, например, в то время, когда на сеансах
доводится столкнуться с проблемами, относящимися к Анимусу, Аниме или Ужасной
Матери, идеальные представители этих архетипических образов будут встречаться в
повседневной жизни
Когда в ЛСД-сеансах главенствуют элементы коллективного и расового
бессознательного или мифологические темы, связанные с какой-либо культурой,
человек может чувствовать в повседневности пугающий наплыв элементов,
относящихся именно к той географической или культурной области: появление
членов той этнической группы, неожиданные письма или приглашения посетить ту
страну, скопление актуальных для него тем в книгах, кинофильмах или в
телевизионных программах, транслируемых в это время
Другие интересные наблюдения подобного рода были сделаны в опыте прошлых
воплощений. Некоторые люди под действием ЛСД неожиданно испытывали яркие и
сложные эпизоды из других культур и других исторических периодов, имевшие
качество воспоминаний и обычно интерпретируемые как заново прожитые эпизоды из
предыдущих жизней
По мере развертывания этих переживаний испытывающий обычно
идентифицирует определенных лиц в их настоящей жизни в качестве важных
протагонистов из кармических ситуаций. В этом случае межличностные напряжения,
проблемы и конфликты с этими лицами часто узнаются и интерпретируются как
прямые следствия деструктивных кармических паттернов
Повторное проживание и разрешение подобных кармических воспоминаний чаще
всего ассоциируется у ЛСД-пациента с глубоким облегчением, освобождением от
тягостных "кармических завязок", всепоглощающим блаженством и завершенностью
Тщательная проверка динамики межличностных структур, которые
предположительно были следствиями разрешившихся кармических паттернов, часто
приводит к удивительным результатам. Чувства, установки и поведение людей, в
которых индивид под действием ЛСД увидел действующих лиц его прошлых воплощений,
имеют тенденцию изменяться в специфическом направлении, совпадающем с курсом
событий психоделических сеансов. Важно подчеркнуть, что эти изменения
происходят совершенно независимо и не могут быть объяснены в терминах
общепринятого линейного понимания причинности. Причастные к ним лица могут
находиться за сотни и тысячи миль во время психоделического сеанса. Эти
изменения могут произойти даже в отсутствие физической коммуникации с
причастными лицами. Их чувства и отношения совершенно независимо подвергаются
влиянию факторов, которые никоим образом не связаны с переживаниями человека
под действием ЛСД, и все же специфические изменения у них очевидно следуют
общему паттерну и происходят почти в одно и то же время, с разницей в несколько
минут
Подобные случаи экстраординарной синхроничности довольно часто
ассоциируются с разнообразными феноменами другого рода. Существует
поразительная параллель между событиями подобного рода и основными посылками
теоремы Белла в современной физике (Bell, 1966), которые мы обсудим позже.
Такие наблюдения вовсе не типичны для психоделических состояний только, они
встречаются в контексте юнгианского анализа, в разных формах эмпирической
психотерапии, в ходе медитативной практики и во время спонтанных выбросов
трансперсональных элементов в повседневное сознание
После описания наиболее ярких наблюдений из психоделических исследований,
бросающих вызов здравому смыслу и существующим научным парадигмам, интересно
исследовать изменения в мировоззрении у людей, которые сами испытали
перинатальные и трансперинатальные явления
Особенно интересно будет рассмотреть драматические изменения научного
мировоззрения на протяжении этого столетия (об этом - в следующем разделе
книги)
Пока люди под действием ЛСД сталкиваются с феноменами преимущественно
биографической природы, им не приходится встречаться с серьезными
концептуальными сомнениями. Однако приступая к систематическому изучению
травмирующего прошлого, они чаще всего понимают, что определенные аспекты их
жизни неподлинны, что это лишь слепое, автоматическое повторение
неотрегулированных привычных схем, установившихся в раннем детстве
Повторное проживание специфических травмирующих воспоминаний, лежащих в
основе подобных паттернов, будет нести освобождающий эффект и позволит
воспринять и четче дифференцировать взаимоотношения и ситуации, причинявшие
прежде боль, и должным образом их отрегулировать
Типичными примерами таких ситуаций могут служить неадекватное отношение
к авторитету из-за травматичного опыта с доминирующими родителями, внесение
элементов соперничества между единоутробными детьми в отношения со сверстниками
|
|