|
обладает парадоксальным свойством: он бессодержателен и одновременно
всесодержателен; ничто не существует в нем в конкретной форме, но, в то же
время, все существующее кажется представленным или предстает в потенциальной,
зародышевой форме
Содержание неординарных переживаний несет в себе еще более острый вызов
ньютоно-картезианской парадигме, чем их формальные характеристики. Любой
непредубежденный терапевт, который примет участие в нескольких психоделических
сеансах, столкнется с лавиной фактов, никак не соотносимых с существующими
научными структурами
Во многих случаях объяснений нет не только из-за недостатка информации о
возможных причинных связях - они теоретически невозможны, если придерживаться
постулатов механистической науки
Работая с ЛСД, я уже давно решил, что нельзя игнорировать постоянный
приток удивительных данных на том только основании, что они несовместимы с
базисными допущениями современной науки. Пришлось также покончить с самообманом
насчет того, что существуют некие разумные объяснения этим данным, несмотря на
мою неспособность представить эти объяснения в самых безудержных фантазиях. Я
открылся навстречу тому, что наше современное научное мировоззрение может
оказаться поверхностным, неточным и неадекватным, как многие его исторические
предшественники. С этого момента я начал тщательно регистрировать все
озадачивающие и спорные наблюдения без вынесения суждений и попытки их
объяснить. И только отбросив зависимость от старых концепций и став просто
причастным наблюдателем процесса, я постепенно узнал, что как в древней и
восточной философии, так и в современной западной науке есть серьезные модели с
волнующими и многообещающими теоретическими альтернативами
В своих книгах я детально описал самые важные наблюдения из исследований
ЛСД, представляющие решительный вызов механистическому мировоззрению. В этой
главе я только кратко изложу наиболее интересные находки и отошлю
заинтересованных читателей к первоисточникам
Анализируя содержание ЛСД-явлений, я счел полезным различить четыре
основных типа психоделических переживаний. Самые поверхностные из них (в смысле
их легкодоступности для среднего человека) это абстрактные или эстетические
переживания. В них нет особого символического содержания, связанного с
личностью, и их можно объяснить на языке анатомии и физиологии органов чувств,
как это делается в медицинских учебниках. Я не обнаружил на этом уровне
психоделических состояний ничего, что отрицало бы их интерпретацию на строгом
ньютоно-картезианском языке
Следующий уровень психоделических переживаний - психодинамический или
биографический. Он включает комплекс вновь проживаемых эмоционально значимых
воспоминаний из разных периодов жизни индивида и символические переживания,
которые можно расшифровать как вариации или рекомбинации биографических
элементов - схожие с образами сновидений, как их описывают психоаналитики.
Фрейдовская теоретическая схема оказалась чрезвычайно полезной в работе с
явлениями на этом уровне; большая часть этих переживаний оставляет
ньютоно-картезианскую модель нетронутой. И это не удивительно, поскольку сам
Фрейд достаточно явно использовал принципы ньютоновской механики, когда
формулировал концептуальную схему психоанализа
По-настоящему же удивляет возможность в некоторых случаях оживить
воспоминания первых дней или недель жизни с почти фотографической точностью.
Кроме того, чрезвычайно важными оказались воспоминания о тяжелых телесных
травмах, когда человек тонул, ушибался, попадал в аварии, переносил операции и
болезни. Судя по всему, они важнее памяти психологических травм, на которых
сосредоточились сейчас психологи и психиатры. Воспоминания о телесных травмах
играют, видимо, непосредственную роль в развитии эмоциональных и
психосоматических расстройств. Это верно даже для воспоминаний о переживаниях,
связанных с операциями, которые проходили под общим наркозом. Однако, какой бы
удивительной новизной для медицины и психиатрии не становились некоторые из
этих находок, они имеют весьма малое значение в качестве указаний на
необходимость сдвига ведущей парадигмы
Более серьезные концептуальные проблемы связаны с третьим типом
психоделических переживаний, которые я назвал перинатальными
Клинические наблюдения из ЛСД-психотерапии наводят на мысль, что
человеческое бессознательное содержит хранилища или матрицы, активизация
которых ведет к повторному проживанию биологического рождения и к серьезной
конфронтации со смертью. Этот процесс смерти и нового рождения связан, как
правило, с открытием внутренних духовных областей в человеческом сознании,
независимых от расового, культурного и образовательного фона. Данный тип
психоделического опыта ставит важные теоретические проблемы
В перинатальном опыте принявшие ЛСД могут заново пережить элементы
своего биологического рождения во всей их сложности и иногда с объективно
подтверждаемыми деталями. Когда условия тому способствовали, я мог убедиться в
точности многих подобных отчетов; часто люди до сеанса не знали обстоятельств
своего рождения. Им удавалось вспомнить особенности и аномалии утробного
положения, детальную механику родов, характер родовспомогательного
вмешательства и послеродового ухода. Переживания, связанные с ягодичным
предлежанием, предлежащей плацентой, пупочным канатиком, обвитым вокруг шеи,
применением касторового масла, использованием щипцов, разными акушерскими
приемами, анестезией и реанимационными процедурами - вот лишь несколько
примеров явлений, наблюдаемых в перинатальных психоделических переживаниях
По-видимому, память об этих событиях распространяется на ткани и клетки
|
|