|
все большее число людей начинает сомневаться в истинной пользе того
стремительного технологического прогресса, который не обуздывают, не
контролируют эмоционально зрелые личности и виды, достаточно развитые, чтобы
конструктивно обращаться с ими же созданными мощными орудиями
По мере ухудшения экономической, социополитической и экологической
ситуации, многим становится ясно, что пора оставить стратегию односторонней
манипуляции и контроля над материальным миром, обратиться за ответами к самим
себе. Растет интерес к развитию сознания, как к возможности избежать
глобального краха. Это проявляется во все большей популярности медитации,
других древних и восточных духовных практик, эмпирической психотерапии, а также
клинических и лабораторных исследований сознания. В этих занятиях по-новому
освещается тот факт, что традиционные парадигмы не в состоянии учесть и
воспринять огромное число серьезных наблюдений из различных областей и
источников, которые ставят под сомнение старые взгляды
В совокупности эти данные чрезвычайно важны, они указывают на
настоятельную необходимость основательно пересмотреть наши фундаментальные
понятия о природе человека и природе реальности
Многие непредубежденные ученые и специалисты по психическому здоровью
осознали глубокую пропасть, отделяющую современную психологию и психиатрию от
великих древних или восточных духовных традиций - таких, как различные формы
йоги, кашмирский шиваизм, тибетская ваджраяна, дзен-буддизм, даосизм, суфизм,
каббала или алхимия. Накопленное в этих системах за века или даже тысячелетия
богатство глубинного знания о человеческой душе и сознании не получило
адекватного признания в западной науке, не воспринималось ею и не изучалось
Точно так же антропологи, проводящие полевые исследования незападных
культур, десятилетиями сообщали о различных феноменах, для которых в
традиционных концептуальных структурах находились только поверхностные и
неубедительные объяснения (если вообще находились). Хотя многие
экстраординарные общекультурные наблюдения были неоднократно описаны в
обстоятельных статьях, их чаще всего не принимали во внимание или
интерпретировали в терминах примитивных верований, предрассудков,
индивидуальной или групповой психопатологии. Можно в этой связи упомянуть
шаманскую практику, состояние транса, огнехождение, первобытные ритуалы,
духовные практики целительства или развитие различных паранормальных
способностей у индивидов и у целых социальных групп. Эта ситуация сложнее, чем
может показаться на первый взгляд. В неформальном и доверительном общении с
антропологами я убедился, что многие из них решили не делиться некоторыми
аспектами своего полевого опыта из-за опасения насмешек или остракизма со
стороны ньютоно-картезианских коллег, из-за риска для профессиональной
репутации
Примеры концептуальной неадекватности старой парадигмы не ограничиваются
данными из экзотических культур. Столь же серьезные нарекания она вызывает со
стороны западных клинических и лабораторных исследований. Эксперименты с
гипнозом, сенсорной изоляцией и перегрузкой, сознательный контроль внутренних
состояний,
биообратная связь и акупунктура высветили многое в древних и восточных
практиках и, вместе с тем, обнаружили больше концептуальных проблем, чем
удовлетворительных решений
Исследования психоделиков на свой лад прояснили некоторые ранее
непонятные исторические и антропологические данные о шаманизме, культовых
мистериях, ритуалах перехода, церемониях целительства и паранормальных явлениях,
включающие использование священных растений
Однако, подтвердив большинство древних, туземных и восточных знаний о
сознании, эти исследования в то же самое время подорвали некоторые базисные
философские допущения механистической науки. Ниже мы еще вернемся к обсуждению
того, как эксперименты с психоделиками разбили вдребезги привычное понимание
психотерапии, традиционные модели психики, образ человеческой природы и даже
фундаментальные верования о природе реальности
Данные психоделических исследований отнюдь не ограничиваются
использованием психоактивных субстанций; по существу, те же переживания
наблюдаются в современных видах психотерапии и телесной терапии, не
использующих психоделики - например, в юнгианском анализе, психосинтезе,
различных нео-райхианских подходах, гештальтной практике, модифицированных
формах первичной терапии, а также, в управляемом воображении с использованием
музыки, рольфинге, различных техниках "второго" рождения, возвращении к прошлой
жизни и модернизированной сайентологии. Широкий спектр переживаний, практически
совпадающих со спектром психоделического опыта, предлагает разработанная мной
вместе с моей женой Кристиной техника холономной интеграции (холотропная
терапия) - немедикаментозный подход, сочетающий контроль над дыханием,
побуждающую музыку и сфокусированную работу с телом. Эта техника описана в
седьмой главе
Другим важным источником информации, оспаривающим принятые ныне
парадигмы механистической науки, стали современные парапсихологические
исследования. Сейчас все труднее игнорировать и априорно отрицать данные многих
методологически верных и тщательно проведенных экспериментов только из-за того,
что они несовместимы с традиционной системой убеждений. Уважаемые ученые:
Джозеф Бэнкс Раин, Гарднер Мерфи, Джулс Эйзенбад, Стенли Криппнер, Чарлз Тарт,
Элмер и Элис Грин, Артур Хастингс, Рассел Тарг и Хэролд Патхоф - собрали
свидетельства о телепатии, ясновидении, астральных проекциях, видении на
расстоянии, психодиагностике, психическом целительстве, психокинезе, которые
|
|